СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 2 1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы 3 ИЗО-студия «Вообразилия» 1.2. Принципы и подходы к формированию программы 6 1.3. Планируемые результаты 7 2 Содержательный раздел 8 2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы 8 художественной направленности ИЗО-студия «Вообразилия» 2.2. Формы организации учебной деятельности детей 3. Организационный раздел 10 3.1. Методическое обеспечение программы 10 3.2. Материально-техническое обеспечение программы 11 3.3. Учебный план 12 Показатели оценки художественно-творческого 9 развития детей 14 дошкольного возраста Список литературы 15 1 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Конвенцией о правах ребенка. 3. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Санитарными правилами СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). 7. Дополнительная общеобразовательная программа «Вообразилия» рассчитана на два года обучения для детей 5 – 7 лет. С каждой возрастной группой занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий составляет 25 мин. для первого года обучения и 30 мин. для второго года обучения. Данная программа разработана на основе авторских разработок: И.А. Лыковой программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»; А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»; Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»; И.А. Лыковой «Художественный труд в ДОУ» (учебно-методическое пособие). Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, 2 почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, внести самостоятельную творческую деятельность. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (аппликация, поделки из различного материала). Придумывая чтото неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее программы Дошкольный станет возраст – деятельность период его интенсивного воображения. Новизна развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы. 1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы ИЗО-студия «Вообразилия» Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей. Задачи программы: Образовательные: основным приемам работы с разными материалами для творчества передавать впечатления от окружающего держать и работать ножницами вырезать различные фигуры работать с трафаретами ориентироваться на плоскости листа раскладывать готовые фигуры и элементы в соответствии с образцом в определенной последовательности различать фигуры по их признакам и форме составлять из фигуры изображение знакомых предметов осваивать основные приемы в практических работах 3 Развивающие: мелкую моторику рук, глазомер творческую активность детей; интерес работать с различными материалами ; художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, внимание, пространственные представления, художественные способности стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности; поддерживать личностное творческое начало Воспитательные: усидчивость, терпение и аккуратность при выполнении практических работ отзывчивость и сочувствие к игрушечным персоналам самостоятельность при выполнении практических работ любовь к окружающему миру содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи; воспитать эстетическое восприятие действительности, художественный вкус, трудолюбие; содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи. Занятия по художественному труду направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Программа занятий построена таким образом, чтобы у детей развивались творческая активность, проявлялся интерес к занятием ручным трудом, формировались практические навыки. В программу занятий включены разделы с бумагой и пластилином в различных техниках исполнения: мозаика, аппликация, оригами, пластика, торцевание и др., что позволяет расширить представление детей о художественных возможностях этих материалов. Весь программный материал подобран с учетом развития и возрастного уровня детей дошкольного возраста. Главное место в обучении отведено практической работе, где дошкольники последовательно осваивают отдельные приемы изготовления поделок, приобретая навыки ручного труда. Большое внимание в программе уделяется бережному и экономному отношению к используемому материалу. Программа рассчитана не только на то, чтобы дать обучающимся необходимые знания и умения и научить детей с удовольствием мастерить, но и через занятия 4 художественным трудом развить у детей интерес к другим предметам, гибкость мышления, логику, познакомиться с различными геометрическими фигурами, основными цветами, окружающими предметами. Для поддержания интереса к занятиям используются игровые ситуации, что способствует развитию детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. В программу занятий включены сказки, загадки и стихи, что помогает развить воображение, умение слушать и понимать собеседника, повысить познавательную активность и словарный запас. Для более успешного освоения материала на занятиях используются: наглядные средства обучения - образцы и готовые изделия. Используются различные формы и методы проведения занятий по предмету, которые могут строиться по следующему примерному плану: Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи); Объяснение нового материала и задачи занятия (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения); Самостоятельная работа. Доработка работы дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); Рассматривание выполненных работ или экспресс - выставка работ и комментарии к ним. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, как форма отдыха во время малоподвижных занятий, а для удержания работоспособности пальчиковые игры. Для активизации творческой активности детей на занятии используются индивидуальное и коллективное творчество, а также следующие методы и приемы: наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация, просмотр презентации); словесные (рассказ, сказка, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы); практические (показ образца и выполнения последовательности работы, физкультминутки, педагогическая оценка); игровые методы (создание игровой ситуации). В результате достигается определенный уровень художественно-творческого развития детей, необходимый для последующих занятий на последующих ступенях образования. 5 1.2. Принципы и подходы к формированию программы. принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом; принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно чувственного принцип взаимосвязи обобщённых представлений и опыта; обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной чувствования и деяния, радости (радости сохранение эстетического непосредственности эмоциональной открытости). 6 восприятия, эстетических реакций, В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: ₋ формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; ₋ создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; ₋ ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Условия успешной организации творческой деятельности: ₋ насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда; ₋ создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе деятельности; ₋ наличие образцов творческих работ, выполненных в различных техниках и материалах; ₋ использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления массовых мероприятий, организация выставок, участие в конкурсах; ₋ полихудожественный подход; ₋ интеграция художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); ₋ опыт сотворчества с педагогом, сверстниками; ₋ вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми 1.3.Планируемые результаты освоения программы Первый год обучения - смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Второй год обучении - это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира, проявление волевых усилий в ситуации выбора, способность без помощи взрослого находить способы 7 и средства для реализации своего замысла. Качество и результативность обучения по данной общеобразовательной программе отслеживается в ходе контроля: Виды контроля: - фронтальный - взаимоконтроль - самоконтроль - индивидуальный Формы контроля: - собеседование с детьми и родителями – постоянно - анкетирование родителей -1раза в год - открытые занятия Формы подведения итогов: - участие в праздниках, творческих выставках ДОУ - участие в массовых мероприятиях художественно-творческой направленности на различных уровнях 1. Содержательный раздел 1.1.Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности ИЗО-студия «Вообразилия» Структурной особенностью программы дополнительного образования ИЗО студия «Вообразилия» является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, материальной оснащенности педагогического процесса. В программе представлены различные разделы, основными из которых являются: Художественное конструирование из различных материалов Декоративно-оформительская деятельность Художественное экспериментирование и моделирование Моделирование из различных пластических материалов (тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и др.) Дизайн-деятельность Так, в содержание раздела по художественному конструированию из различных материалов входит творческая деятельность детей, связанная с практическим освоением 8 действий с бросовым и природным материалом, бумагой, пластиком, различной проволокой, текстилем, бисером и т.п. Декоративно-оформительская деятельность знакомит детей со способами оформления различных коллажей по мотивам народных промыслов, способами изготовления декоративных украшений и др. Художественное экспериментирование и моделирование – деятельность детей по изготовлению оригинальных игрушек и украшений из фольги, проволоки различными способами (сминание, скручивание, свивание, скатывание, теснение, оборачивание и т.). Дизайн-деятельность предполагает интеграцию различных видов художественнотворческой деятельности дошкольников (художественное конструирование, рисование, лепка, аппликация, чеканка, декоративная роспись, коллаж, художественное экспериментирование и др.). Нетрадиционные виды организации детской деятельности в ходе занятий по художественному труду представлены: - игропластикой; - пальчиковой гимнастикой; - подвижными играми: - играми – путешествиями. 2.2. Формы организации учебной деятельности детей Формы организации учебной деятельности детей: ₋ Индивидуальные ₋ подгрупповые. Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий по художественному труду: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседы, объяснение, показ педагогом приёмов работы с различными материалами для творчества. Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: ₋ объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); ₋ репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); ₋ частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); 9 ₋ исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы). Типы занятий по художественному труду: ₋ интегрированные, ₋ практические, ₋ диагностические, ₋ контрольные. Режим занятий: 1-й год обучения -2 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут; 2-й год обучения - 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут; Формы подведения итогов и результатов освоения программы: открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий и др. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение Программы Программно-методическое обеспечение занятий по дополнительной образовательной программе Изо –студия «Вообразилия» с детьми старшего дошкольного возраста включает: а) мотивационный компонент (осознание потребности в художественнотворческой деятельности, постановка целей, возникновение интереса к занятиям художественным трудом, развитие познавательной мотивации); б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности художественнотворческой задачи и путях её решения (инициирование процесса творческого освоения культурных практик, способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта, к самостоятельной, активной творческой деятельности, а на этой основе- к личностному росту и саморазвитию); в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение процесса становления художественно-творческих способностей, умений дошкольников (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение способов творческой деятельности, создание занимательной игровой атмосферы, атмосферы сотворчества, обязательное подведение итогов и др. Разработка программно-методического выбора осуществляется по следующим критериям: а) соответствие цели и задачам программы; 10 комплекта и обоснование его б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации программы. ДОП ИЗО-студия «Вообразилия» обеспечена различными видами учебнометодической продукции: - разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.; - наглядно-дидактическими материалами (иллюстрации, технологические карты, альбомы); учебно-методическая, детская художественная и справочная литература; 3.2. Материально-техническое обеспечение: Столы- 12 шт. Стулья – 22 шт. Предметы декоративно-прикладного творчества- 35 шт. Скульптуры малых форм- 12 шт. Репродукции картин художников – 117 шт. Иллюстрации к сказкам Магнитная доска - 1 Технологические карты по лепке, рисованию, конструированию Учебно-методическая литература Дидактические игры Изобразительные материалы: бумага, картон, пластилин, краски (гуашь, акварель), бросовый материал, нитки, пастель, цветные мелки, фольга и т.п.) Материалы и инструменты для работы с детьми Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д. Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная. Картон : цветной, тонкий, упаковочный. Открытки, салфетки, фантики. Ткань, иголка, дырокол. Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий. Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков. 11 Вата, поролон, капрон для набивки игрушек. Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п. Клей ПВА и «Момент». Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр. Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий. Электрический утюг для разглаживания ткани. ИЗО- студия «Вообразили» Художественная направленность 3.3. Учебный план Количество часов в неделю (минуты/количество периодов) 5-6 лет Продолжительность: 25 минут неделя год минут кол-во минут кол-во 25 2 1600 Количество часов в неделю (минуты/количество периодов) 6-7 лет Продолжительность: 30 минут неделя год минут кол-во минут кол-во 64 30 2 1920 64 На реализацию программы в группах для детей 5-6 лет (1-ый год обучения) отводится следующие количество часов по разделам: Художественное конструирование из различных материалов 12 Декоративно-оформительская деятельность 13 Художественное экспериментирование и моделирование 13 Моделирование из различных пластических материалов 13 Дизайн-деятельность 13 Итого: 64 для детей 6-7 лет (2-ой год обучения): Художественное конструирование из различных материалов 12 Декоративно-оформительская деятельность 13 Художественное экспериментирование и моделирование 13 Моделирование из различных пластических материалов 13 12 Дизайн-деятельность 13 Итого: 64 Общее количество часов, отведенных учебным планом на изучение полного курса, составляет 128 часов. 13 Показатели оценки художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.С., Лыковой И.А.) 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: искренность, непосредственность; увлеченность, интерес; творческое воображение; проявление специфических способностей. 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: применение собственного опыта в новых условиях; самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа; нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребенка; создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов. 3. Характеристика качества продукта детской творческой деятельности: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа; соответствие результатов художественно-творческой деятельности элементарным художественным требованиям; проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа. Критерии оценки: высокий уровень - самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, в декоративно - оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение, понимает способ и последовательность действий, на достаточном уровне владеет приемами работы с разными материалами; средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом, но в разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными материалами действует в основном при помощи и по инициативе взрослого, испытывает затруднения в работе с инструментами и материалами; низкий уровень -не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда действует по инициативе и с помощью взрослого; критический уровеньнегативное отношение (редко к встречаемая художественно-продуктивной оценка) - деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запу щенностью (чаще по вине семьи). 14 Список литературы: 1. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. 2. Журналы «Цветной мир» М.: Издательский дом «Цветной мир». 3. Андреева Р.П., «Расписные самоделки», Издательский дом “Литера”, Санкт Петербург, 2000. 4. Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала», М.: «Просвещение», 1991. 5. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М.: “Просвещение”, 1979. 6. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М.: и ручной труд в детском саду», М.: «Просвещение», 2002. 7. Куцакова Л.В. «Конструирование «Просвещение», 1990. 8. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007. 9. Машинистов В.Г., Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению», М.: «Просвещение», 1991. 10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество,М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2006 11. Гризик Т.И. Умные пальчики,М.: “Просвещение”, 2007. 12. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Издательский дом «Карапуз» Творческий центр «Сфера», 2009. 13. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. 14. Лыкова И.А.Лепим с папой. М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. 15. Загадки для малышей. Животные, растения, природные явления. Ярославль: Академия развития, 2006. 16. «Веселая деревня». Модели из картона и проволоки. ООО «Издательство «Аркаим», 2004. 17. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Издательство «Мозаика-Синтез»- М. 2007. 15