ДОП ИЗО-студия Вообразилия

СОДЕРЖАНИЕ
1

Пояснительная записка

2

1.1.

Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

3

ИЗО-студия «Вообразилия»
1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.3.

Планируемые результаты

7

2

Содержательный раздел

8

2.1.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

8

художественной направленности ИЗО-студия «Вообразилия»
2.2.

Формы организации учебной деятельности детей

3.

Организационный раздел

10

3.1.

Методическое обеспечение программы

10

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы

11

3.3.

Учебный план

12

Показатели

оценки

художественно-творческого

9

развития

детей

14

дошкольного возраста
Список литературы

15

1

1.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.

Конвенцией о правах ребенка.

3.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».

4.

Санитарными правилами СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организации воспитания и образования, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» от 28.09.2020 №

5.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».

6.

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от
29 августа 2013 г. N 1008).

7.

Дополнительная общеобразовательная программа «Вообразилия» рассчитана на
два года обучения для детей 5 – 7 лет.
С каждой возрастной группой занятия проводятся два раза в неделю,

продолжительность занятий составляет 25 мин. для первого года обучения и 30 мин. для
второго года обучения.
Данная программа разработана на основе авторских разработок: И.А. Лыковой программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные
ладошки»; А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»; Л.В.
Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»; И.А. Лыковой
«Художественный труд в ДОУ» (учебно-методическое пособие).
Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Формирование
творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на
современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как
говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить,
2

почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям
проявить их на практике, внести самостоятельную творческую деятельность.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок
создаёт новые работы (аппликация, поделки из различного материала). Придумывая чтото неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными
изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать
базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее

и

продуктивнее

программы Дошкольный

станет

возраст

–

деятельность

период

его

интенсивного

воображения. Новизна
развития

творческих

возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им
окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в
этот период творческой деятельности. Ручной художественный труд в дошкольном
детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса,
разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа
данной программы.
1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
ИЗО-студия «Вообразилия»
Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого
ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через
творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей.
Задачи программы:
Образовательные:


основным приемам работы с разными материалами для творчества



передавать впечатления от окружающего



держать и работать ножницами



вырезать различные фигуры



работать с трафаретами



ориентироваться на плоскости листа



раскладывать готовые фигуры и элементы в соответствии с образцом в
определенной последовательности



различать фигуры по их признакам и форме



составлять из фигуры изображение знакомых предметов



осваивать основные приемы в практических работах
3

Развивающие:


мелкую моторику рук, глазомер



творческую активность детей;



интерес работать с различными материалами ;



художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, внимание,
пространственные представления, художественные способности



стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту
детского

творчества

еще

большей

индивидуальности

и

выразительности;

поддерживать личностное творческое начало
Воспитательные:


усидчивость, терпение и аккуратность при выполнении практических работ



отзывчивость и сочувствие к игрушечным персоналам



самостоятельность при выполнении практических работ



любовь к окружающему миру



содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;



воспитать эстетическое восприятие действительности, художественный вкус,
трудолюбие;



содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Занятия по художественному труду направлены на развитие творчества.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок
создает

новое,

оригинальное,

проявляя

воображение,

реализуя

свой

замысел,

самостоятельно находя средство для его воплощения.
Программа занятий построена таким образом, чтобы у детей развивались
творческая активность, проявлялся интерес к занятием ручным трудом, формировались
практические навыки. В программу занятий включены разделы с бумагой и пластилином
в различных техниках исполнения: мозаика, аппликация, оригами, пластика, торцевание и
др., что позволяет расширить представление детей о художественных возможностях этих
материалов. Весь программный материал подобран с учетом развития и возрастного
уровня детей дошкольного возраста.
Главное место в обучении отведено практической работе, где дошкольники
последовательно осваивают отдельные приемы изготовления поделок, приобретая навыки
ручного труда. Большое внимание в программе уделяется бережному и экономному
отношению к используемому материалу.
Программа рассчитана не только на то, чтобы дать обучающимся необходимые
знания и умения и научить детей с удовольствием мастерить, но и через занятия
4

художественным трудом развить у детей интерес к другим предметам, гибкость
мышления, логику, познакомиться с различными геометрическими фигурами, основными
цветами, окружающими предметами.
Для поддержания интереса к занятиям используются игровые ситуации, что
способствует развитию детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на
учебную деятельность. В программу занятий включены сказки, загадки и стихи, что
помогает развить воображение, умение слушать и понимать собеседника, повысить
познавательную активность и словарный запас. Для более успешного освоения материала
на занятиях используются: наглядные средства обучения - образцы и готовые изделия.
Используются различные формы и методы проведения занятий по предмету, которые
могут строиться по следующему примерному плану:
Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития
эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи; сказочный персонаж, нуждающийся
в помощи);
Объяснение

нового

материала

и

задачи

занятия

(рассматривание

и

ощупывание предмета, показ приемов изображения);
Самостоятельная работа. Доработка работы дополнительными элементами
(нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные
нужные цвета, интересные детали);
Рассматривание выполненных работ или экспресс - выставка работ и
комментарии к ним. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, как форма
отдыха во время малоподвижных занятий, а для удержания работоспособности пальчиковые игры. Для активизации творческой активности детей на занятии
используются индивидуальное и коллективное творчество, а также следующие методы и
приемы:


наглядные

(наблюдение,

рассматривание

иллюстраций,

демонстрация, просмотр презентации);


словесные

(рассказ,

сказка,

беседа,

художественное

слово,

объяснение, вопросы);


практические (показ образца и выполнения последовательности

работы, физкультминутки, педагогическая оценка);


игровые методы (создание игровой ситуации).

В результате достигается определенный уровень художественно-творческого
развития детей, необходимый для последующих занятий на последующих ступенях
образования.
5

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального
эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания
программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени;
принцип

систематичности

и

последовательности: постановка

и/или

корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы
с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка

и/или

корректировка

задач

художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных
особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
принцип культурного

обогащения (амплификации)

содержания

изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития
детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
принцип интеграции различных

видов

изобразительного

искусства

и

художественной деятельности;
принцип эстетического

ориентира на

общечеловеческие

ценности

(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно

чувственного

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и

опыта;

обобщённых способов действий,

направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной
чувствования

и

деяния,

радости (радости

сохранение

эстетического

непосредственности

эмоциональной открытости).
6

восприятия,

эстетических

реакций,

В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы
педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей
дошкольного возраста, а именно:
₋

формирование эстетического отношения и художественных способностей в
активной творческой деятельности детей;

₋

создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации,
художественному труду и самостоятельного детского творчества;

₋

ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного

искусства

в

среде

музея

и

дошкольного

образовательного

учреждения.
Условия успешной организации творческой деятельности:
₋

насыщенная разнообразными материалами для детского художественного
творчества предметно - развивающая среда;

₋

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

в

процессе

деятельности;
₋

наличие образцов творческих работ, выполненных в различных техниках и
материалах;

₋

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для
оформления массовых мероприятий, организация выставок, участие в конкурсах;

₋

полихудожественный подход;

₋

интеграция художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской
активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр);

₋

опыт сотворчества с педагогом, сверстниками;

₋

вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
1.3.Планируемые результаты освоения программы
Первый год обучения - смысл работы заключается в пробуждении и обогащении

чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых
органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука,
формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучении - это пространство и среда, выразительность разных
сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными
художественными средствами различных особенностей окружающего мира, проявление
волевых усилий в ситуации выбора, способность без помощи взрослого находить способы
7

и средства для реализации своего замысла. Качество и результативность обучения по
данной общеобразовательной программе отслеживается в ходе контроля:
Виды контроля:
-

фронтальный

-

взаимоконтроль

-

самоконтроль

-

индивидуальный

Формы контроля:
-

собеседование с детьми и родителями – постоянно

-

анкетирование родителей -1раза в год

-

открытые занятия

Формы подведения итогов:
- участие в праздниках, творческих выставках ДОУ
- участие в массовых мероприятиях художественно-творческой направленности
на различных уровнях
1. Содержательный раздел
1.1.Направленность дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности ИЗО-студия «Вообразилия»
Структурной особенностью программы дополнительного образования

ИЗО

студия «Вообразилия» является тематическое планирование. Планируя работу кружка,
педагог

выбирает

для

каждой темы

различные

формы

работы

(фронтальную,

подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника,
материальной оснащенности педагогического процесса.
В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:


Художественное конструирование из различных материалов



Декоративно-оформительская деятельность



Художественное экспериментирование и моделирование



Моделирование

из

различных

пластических

материалов

(тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и др.)


Дизайн-деятельность

Так, в содержание раздела по художественному конструированию из различных
материалов входит творческая деятельность детей, связанная с практическим освоением
8

действий с бросовым и природным материалом, бумагой, пластиком, различной
проволокой, текстилем, бисером и т.п.
Декоративно-оформительская деятельность знакомит детей со способами
оформления различных коллажей по мотивам народных промыслов, способами
изготовления декоративных украшений и др.
Художественное экспериментирование и моделирование – деятельность детей по
изготовлению оригинальных игрушек и украшений из фольги, проволоки различными
способами (сминание, скручивание, свивание, скатывание, теснение, оборачивание и т.).
Дизайн-деятельность предполагает интеграцию различных видов художественнотворческой деятельности дошкольников (художественное конструирование, рисование,
лепка,

аппликация,

чеканка,

декоративная

роспись,

коллаж,

художественное

экспериментирование и др.).
Нетрадиционные виды организации детской деятельности в ходе занятий по
художественному труду представлены:
- игропластикой;
- пальчиковой гимнастикой;
- подвижными играми:
- играми – путешествиями.
2.2. Формы организации учебной деятельности детей
Формы организации учебной деятельности детей:
₋

Индивидуальные

₋

подгрупповые.
Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий по

художественному труду:

словесные, наглядные, практические, устное изложение,

показ видеоматериалов, иллюстраций, беседы, объяснение, показ педагогом приёмов
работы с различными материалами для творчества.
Методы

обучения, в

основе

которых

лежит

уровень

деятельности

обучающихся:
₋

объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

₋

репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);

₋

частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
9

₋

исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного
познания, самостоятельной творческой работы).
Типы занятий по художественному труду:

₋

интегрированные,

₋

практические,

₋

диагностические,

₋

контрольные.
Режим занятий: 1-й год обучения -2 раза в неделю, продолжительность занятия

25 минут;
2-й год обучения - 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут;
Формы подведения итогов и результатов освоения программы: открытые
занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий и др.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое

обеспечение

занятий

по

дополнительной

образовательной программе Изо –студия «Вообразилия» с детьми старшего дошкольного
возраста включает:
а) мотивационный компонент (осознание потребности в художественнотворческой деятельности, постановка целей, возникновение интереса к занятиям
художественным трудом, развитие познавательной мотивации);
б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности художественнотворческой задачи и путях её решения (инициирование процесса творческого освоения
культурных

практик,

способность

к

активному

освоению

разноаспектного

художественного опыта, к самостоятельной, активной творческой деятельности, а на этой
основе- к личностному росту и саморазвитию);
в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение
процесса становления художественно-творческих способностей, умений дошкольников
(постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала,
объяснение способов творческой деятельности, создание занимательной игровой
атмосферы, атмосферы сотворчества, обязательное подведение итогов и др.
Разработка

программно-методического

выбора осуществляется по следующим критериям:
а) соответствие цели и задачам программы;
10

комплекта

и

обоснование

его

б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации
программы. ДОП ИЗО-студия «Вообразилия» обеспечена различными видами учебнометодической продукции:
- разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.;
- наглядно-дидактическими материалами (иллюстрации, технологические карты,
альбомы);
учебно-методическая, детская художественная и справочная литература;
3.2. Материально-техническое обеспечение:


Столы- 12 шт.



Стулья – 22 шт.



Предметы декоративно-прикладного творчества- 35 шт.



Скульптуры малых форм- 12 шт.



Репродукции картин художников – 117 шт.



Иллюстрации к сказкам



Магнитная доска - 1



Технологические карты по лепке, рисованию, конструированию



Учебно-методическая литература



Дидактические игры



Изобразительные материалы: бумага, картон, пластилин, краски

(гуашь, акварель), бросовый материал, нитки, пастель, цветные мелки, фольга и
т.п.)
Материалы и инструменты для работы с детьми


Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди,

скорлупа грецких орехов и т.д.


Бумага:

чертежно-рисовальная,

писчая,

оберточная,

обойная,

гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.


Картон : цветной, тонкий, упаковочный.



Открытки, салфетки, фантики.



Ткань, иголка, дырокол.



Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки,

бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания
нетрадиционных изделий.


Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
11



Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.



Бросовый

материал: коробка

картонная,

стеклянная

бутылка

оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона,
кожи, ткани, проволоки, спички т.п.


Клей ПВА и «Момент».



Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.



Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы

для росписи изделий.


Электрический утюг для разглаживания ткани.

ИЗО- студия
«Вообразили»

Художественная
направленность

3.3. Учебный план
Количество часов в неделю
(минуты/количество периодов)
5-6 лет
Продолжительность: 25 минут
неделя
год
минут кол-во минут кол-во

25

2

1600

Количество часов в неделю
(минуты/количество периодов)
6-7 лет
Продолжительность: 30 минут
неделя
год
минут
кол-во
минут
кол-во

64

30

2

1920

64

На реализацию программы в группах для детей 5-6 лет (1-ый год обучения)
отводится следующие количество часов по разделам:
Художественное конструирование из различных материалов

12

Декоративно-оформительская деятельность

13

Художественное экспериментирование и моделирование

13

Моделирование из различных пластических материалов

13

Дизайн-деятельность

13

Итого:

64

для детей 6-7 лет (2-ой год обучения):
Художественное конструирование из различных материалов

12

Декоративно-оформительская деятельность

13

Художественное экспериментирование и моделирование

13

Моделирование из различных пластических материалов

13

12

Дизайн-деятельность

13

Итого:

64

Общее количество часов, отведенных учебным планом на изучение полного
курса, составляет 128 часов.

13

Показатели оценки художественно-творческого развития детей дошкольного
возраста (методика Казаковой Т.С., Лыковой И.А.)
1.

Характеристика

отношений,

интересов,

способностей

в

области

художественной деятельности:


искренность, непосредственность;



увлеченность, интерес;



творческое воображение;



проявление специфических способностей.

2.

Характеристика качества способов творческой деятельности:



применение собственного опыта в новых условиях;



самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;



нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребенка;



создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3.

Характеристика качества продукта детской творческой деятельности:



нахождение

адекватных

выразительно-изобразительных

средств

для

создания образа;


соответствие

результатов

художественно-творческой

деятельности

элементарным художественным требованиям;


проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и

характера образа.
Критерии оценки: высокий уровень - самостоятельно создает выразительные
образы различных

объектов и явлений окружающего мира, в декоративно

-

оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и
назначение, понимает способ и последовательность действий, на достаточном уровне
владеет приемами работы с разными материалами;
средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом, но в
разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными материалами
действует в основном при помощи и по инициативе взрослого, испытывает затруднения в
работе с инструментами и материалами;
низкий уровень -не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда
действует по инициативе и с помощью взрослого;
критический уровеньнегативное

отношение

(редко
к

встречаемая

художественно-продуктивной

оценка)

-

деятельности.

Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запу
щенностью (чаще по вине семьи).
14

Список литературы:
1.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Учебно-методическое
пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.

2.

Журналы «Цветной мир» М.: Издательский дом «Цветной мир».

3.

Андреева Р.П., «Расписные самоделки», Издательский дом “Литера”, Санкт Петербург, 2000.

4.

Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала», М.:
«Просвещение», 1991.

5.

Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М.: “Просвещение”, 1979.

6.

Кошелев

В.М.

«Художественный

и

ручной

труд

в

детском

саду»,

М.:

и

ручной

труд

в

детском

саду»,

М.:

«Просвещение», 2002.
7.

Куцакова

Л.В.

«Конструирование

«Просвещение», 1990.
8.

Куцакова Л.В. «Творим и мастерим», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007.

9.

Машинистов В.Г., Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому
обучению», М.: «Просвещение», 1991.

10.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество,М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2006

11.

Гризик Т.И. Умные пальчики,М.: “Просвещение”, 2007.

12.

Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Издательский дом «Карапуз» Творческий центр «Сфера», 2009.

13.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и
скульптуры из природного материала. М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.

14.

Лыкова И.А.Лепим с папой. М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.

15.

Загадки для малышей. Животные, растения, природные явления. Ярославль:
Академия развития, 2006.

16.

«Веселая деревня». Модели из картона и проволоки. ООО «Издательство «Аркаим»,
2004.

17.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Издательство
«Мозаика-Синтез»- М. 2007.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».