Аннотация к программе ПИШИ-ЧИТАЙ

Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе для детей дошкольного
возраста социально-педагогической направленности «ПИШИ-ЧИТАЙ»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет.
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к
овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому
являются:
 Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим
первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой,
которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления
в школу.
 Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей
к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя
более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для
успешного обучения в школе.
 В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в
речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него
трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не
предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят
родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на
первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают
значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие
оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении,
повышенная утомляемость и невроз.
Цели: подготовка детей к школе, развитие звукобуквенного анализа,
подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков письма.
Задачи:
 Закрепить умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из
него заданные звуки;
 Закрепить умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
 Закрепить умение делить слова на слоги;
 Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита
как знаками звуков (фонем);
 Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные;
 Учить определять место заданного звука в слове (в начале, середине и в
конце);
 Знакомить с графическим изображением слова – (прямоугольник);




















Познакомить с условным изображением звуков: гласные – красный
квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый
квадрат (моделирование);
Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические
изображения звуков;
Учить писать слова с помощью графических изображений;
Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
Учить соотносить звук и букву;
Учить писать слова и предложения печатными буквами;
Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
Способствовать развитию фонематического восприятия;
Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
Познакомить с термином предложение;
Учить правильно пользоваться терминами «Звук», «Слог», «Буква»,
«Слово», «Предложение»;
Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
Учить записывать предложение условными обозначениями;
Способствовать развитию графических навыков;
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты

Обучающийся 5-6 лет (в зависимости от уровня речевого развития,
артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка):
 Научиться выполнять комплекс артикуляционных упражнений:
«лягушонок (улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки»,
«разбуди язычок», «печём блинчики», «блинчики», «иголочка», «качели»,
«чистим зубки», «футбол», «мостик», «катушка», «не разбей чашечку»,
«чашечка», «карусель», «лошадка», «грибок», «гармошка», «посчитай
зубки», «индюк», «пощёлкать кончиком языка», «автомат», «барабан»,
«балалайка».
 Овладеет
правильным
артикуляторным
укладом
звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых.
 Получит навыки различать на слух гласные и согласные звуки раннего
онтогенеза, согласные звуки [С], [З], [Л], [Р], [Р’] и их мягкие пары, [Ц],
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ] – изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.
 Будет уметь осуществлять фонематический анализ и синтез, слоговой
анализ и синтез.
 Научить понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог»,
«слово», «предложение».

 Будет уметь выполнять задания на развитие графомоторных навыков с
образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по
конструированию.
 Получит навыки выполнять упражнения на развитие слухового восприятия
и слухо-речевой памяти;
 Получит навыки образовывать и использовать в речи относительные,
качественные, притяжательные прилагательные.
 Получит навыки выполнять упражнения на формирование общих речевых
умений и навыков (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное
оформление речи);
 Научится понимать и употреблять предлоги в речи «из-за», «из-под»,
«между», «у», «от», «к».
 Научиться понимать и употреблять слова противоположного значения
(антонимы), слова похожего значения (синонимы), многозначные и
сложные слова.
 Овладеет навыком правильно строить предложение, распространять
предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
 Научится читать наизусть загадки, стихотворения, последовательно
пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии сюжетных
картин и описательные рассказы;
Обучающийся 6-7 лет (в зависимости от уровня речевого развития,
артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка):
 научится правильно выбирать речевой материал для обозначения
предметов, событий, признаков и действий и передачи речевой
информации собеседнику (в рамках пройденных лексических тем).
 получит навыки монологической речи: возможности составления описания
предметов, героев, событий; грамотное оформление повествовательной
речи с соблюдением логики изложения, использованием подходящих
речевых средств; использование простых формулировок – рассуждений;
составление рассказов по сериям сюжетных картинок, по одной сюжетной
картинке, по плану.
 будет уметь проводить полный звуковой анализ слов и работать со
звуковыми и слоговыми схемами слов.
 овладеет навыками содержательного устного анализа текстов (рассказов,
сказок, стихотворных произведений).
 научится использовать в собственной речи предложения сложной
синтаксической структуры, устно конструировать и реконструировать
сложные предложения по картинкам.
 будет уметь составлять предложения из слов в начальной форме,
восстанавливать правильный порядок слов в деформированном
предложении, работать со схемой предложения.
Представление итогов реализации программы проводится в конце каждого
учебного года в виде открытых игровых сюжетных занятий. Содержание таких

занятий представляет сочетание различных заданий (конкурсы, командная игра,
чтение стихотворений).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».