Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе для детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности «Звукарики» Срок реализации программы: 2 года Возраст детей: 3-4 года Актуальность данной программы обусловлена необходимостью своевременного и правильного развития речи ребенка, так как это является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка, важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития. Уровень развития ребенка младшего дошкольного возраста определяет путь его дальнейшего развития. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение. Дети с хорошей речью легко вступают в контакт со сверстниками, могут понятно излагать свои мысли и желания. Нормальное речевое развитие позволяют ребенку постепенно усваивать новые понятия, расширять свой запас знаний и представлений об окружающем. Речь и язык выполняет психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Возрастные несовершенства речи в раннем детстве, в общем, соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но в дальнейшем дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Они стесняются говорить, становятся застенчивыми, раздражительными. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности. Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих различными по характеру и степени тяжести речевыми расстройствами, свидетельствуют об актуальности разработки новых эффективных направлений и методов оказания своевременной помощи в развитии речевых умений и навыков у детей 3-5 лет. Главная цель программы – создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения, развитие фонематических процессов, а также развитие лексико–грамматического строя речи и навыков связной речи у детей 3-5 лет в условиях дошкольного учреждения. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-5 лет: Обучающие задачи: формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности; формировать умения и навыки речевого высказывания; расширять и активизировать словарный запас детей. формировать точные звуко-буквенные связи в единстве оптикопространственных и акустико-артикуляторных свойств формировать навыки произвольной регуляции четкости дикции и вариативного использования различных видов интонации в собственной речи Развивающие задачи: развивать общие речевые способности (артикуляционную моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание); развивать лексико-грамматические навыки в практике речевого общения; развивать связную речь и коммуникативные навыки; развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственную ориентировку в системе коррекционной работы; развивать мимическую мускулатуру лица; Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение; формировать интерес к родному слову и словесному творчеству; воспитывать самостоятельность; воспитывать культуру речи; воспитывать культуру общения; прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру. Планируемые результаты К концу обучения по ДОП обучающийся 3-4 лет: (в зависимости от уровня речевого развития, артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка): Научиться выполнять артикуляционные упражнения: «лягушонок (улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки», «разбуди язычок», «печём блинчики», «блинчики», «иголочка», «качели», «чистим зубки», «футбол», «мостик», «катушка». Будет уметь выполнять мимические упражнения: «удивиться», «рассердиться», «улыбнуться». Будет обучен осуществить правильный речевой выдох. Получит навыки различать на слух неречевые звуки и выделять гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э] из ряда звуков. Будет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук. Получит навыки образовывать существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Будет использовать и понимать значение предлогов: «на», «под», «в». Получит навыки образовывать множественное число существительных Им. п., Получит навыки согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё». Получит навыки согласовывать существительные с числительными «один», «два». образовывать глаголы м.р. и ж.р прошедшего времени. Получит навыки согласовывать существительные с прилагательными ед. и мн. ч. Будет стремиться читать наизусть потешки, небольшие стихотворения. Будет отвечать на вопросы по содержанию сказки, стихотворения с помощью простых предложений. Обучающийся 4-5 лет (в зависимости от уровня речевого развития, артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка): Научиться выполнять комплекс артикуляционных упражнений: «лягушонок (улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки», «разбуди язычок», «печём блинчики», «блинчики», «иголочка», «качели», «чистим зубки», «футбол», «мостик», «катушка», «не разбей чашечку», «чашечка», «карусель». Будет обучен произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание. Получит навыки различать на слух гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э], согласные звуки: [М], [Б], [П], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Л’] и их мягкие пары, выделять заданный звук из ряда звуков, определять наличие звука в слогах, в словах, называть первый звук в слове. Буден обучен делить слова простой слоговой структуры на слоги. Будет обучен понимать и использовать в речи термины «звук», «слог», «слово». Будет уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук. Получит навыки согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Получит навыки образовывать и использовать в речи относительные, качественные, притяжательные прилагательные. Получит навыки понимать и употреблять предлоги в речи «в», «на», «над», «под», «из», «за», «перед». Получит навыки согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё», с личными местоимениями «он», «она», «оно», «они». Получит навыки согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные в Р.п ед. и мн. числа. Получит навыки образовывать и использовать в речи глаголы настоящего, прошедшего времени и будущего времени. Будет обучен поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них. Будет обучен отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа, стихотворения с помощью предложений. Читать наизусть загадки, стихотворения.