СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Планируемые результаты обучения
Мониторинг достижений
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы Содержание программы для обучающихся
от 3 лет до 4 лет
Содержание программы для обучающихся от 4 лет до 5 лет
Содержание программы для обучающихся от 5 лет до 6 лет
Структура развивающего занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение
Календарный учебный график
Учебный план
Учебно-методический комплекс
Приложения
1
2
2
3
4
5
5
10
15
21
22
22
22
23
23
24
1.
1.1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте, как отмечают психологи, у детей в интеллектуальном
плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции.
Они касаются решения не только познавательных, но и личностных
задач.
Разнообразные практические задания, игровые упражнения, релаксационные
упражнения направлены на развитие обще интеллектуальных умений, внимания, памяти,
логики, пространственного восприятия, сенсомоторной координации.
Данная программа составлена с учётом требований Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
утверждённого приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и
науки.
В возрасте 3-6 лет у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем
сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной
сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности
до символизма. Ребенок учится создавать образы, изменять их, произвольно оперировать
ими; овладевает умением пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые
операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Дети получают первичное развитие имеющихся задатков к специальным
способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием
ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к
действительности.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования процесса развития познавательной сферы детей 3-6 лет. Возникает
синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную
деятельность. В восприятии этот синтез представ-лен перцептивными действиями, во
внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы
действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования
материала при его запоминании и воспроизведении.
Эта закономерность особенно отчетливо выступает в мышлении, где она
представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, нагляднообразного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе
у ребенка формируется и далее развивается интеллект, способствующий успешному
выполнению заданий.
В дошкольном возрасте (3-6 лет) соединяются воображение, мышление и речь.
Ребенок овладевает способностью произвольно манипулировать образами при помощи
речевых самоинструкций.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: социально-коммуникативное и познавательное развитие
детей 3-6 лет.
Задачи программы:
- развитие познавательных процессов;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
(умение копировать образец, умение слушать и слышать педагога, т.е. умение
подчиняться словесным указаниям педагога);
- совершенствование коммуникативных способностей.
Приступая к каждому занятию педагог имеет возможность выяснить, в какой
мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно
уделить больше времени и сил, какие задания вызывают затруднения. Занятия построены
с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и ведущего вида
2
деятельности – игры. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать
работу динамичной и менее утомительной.
Условия проведения занятий: занятия по развитию познавательных
процессов могут быть эффективными только при условии их систематического
проведения (как минимум 1 раз в неделю). При проведении занятий очень важно,
чтобы все обучающиеся правильно понимали инструкцию. Объяснения педагога
должны даваться с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо вовлекать в
активное участие на занятии всех обучающихся.
Занятия построены с учетом ведущего вида деятельности – игры, поэтому
сохраняется познавательная активность и динамичность на протяжении всего времени
работы, что позволяет избежать утомляемости детей. Многие задания для
обучающихся разного возраста повторяются, на всё более усложняющемся материале.
Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, а педагог контролирует, правильно
ли ребёнок его выполнил.
Сроки реализации программы.
Развивающая программа рассчитана на детей 3-6 лет.
Общая продолжительность обучения детей 3 лет составляет 36 часов;
продолжительность обучения детей 4 лет составляет 36 часов; продолжительность
обучения детей 5 лет составляет 36 часов; продолжительность обучения детей 6 лет
составляет 36 часов.
1.
Занятия по данной программе проводятся в течение всего учебного года.
2.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 занятий в год), по 15-25 минут:
3-4 года – 15 минут;
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие
восприятия, внимания, памяти, мышления, тонкой моторики, упражнения для
профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной
гимнастики.
1.3. Планируемые результаты обучения
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны
научиться:
логически
рассуждать,
пользуясь
приёмами
анализа,
сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
- группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу
обобщающим словом;
- находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор;
- находить сходства и различия между предметами, объяснять их;
находить
и
объяснять
несоответствия,
достраивать
простейшую
закономерность, определять последовательность событий;
- делать простейшие умозаключения;
- концентрировать, переключать своё внимание в пределах своей возрастной
нормы;
- точно следовать инструкции при выполнении задания;
- выполнять упражнения на быстроту реакции;
- переходить от непроизвольного к произвольному запоминанию;
- ориентироваться в пространстве: «влево», «направо», «вниз», «вверх», «сверху
вниз», «снизу вверх», «слева направо», «справа налево»;
- пользоваться навыками зрительно-моторной координации;
- самостоятельно выполнить задание;
3
- осуществлять самоконтроль, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе.
Формы подведения итогов: мониторинг: психодиагностическая методика О.Н.
Земцовой «Изучение мышления ребенка 3-5 лет»; психодиагностическая методика С.Е.
Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой «Изучение мышления
ребенка 5-6 лет».
1.4.
Мониторинг достижений
В качестве мониторинга достижений используется: психодиагностическая
методика О.Н. Земцовой «Изучение мышления ребенка 3-5 лет» и психодиагностическая
методика С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой «Изучение
мышления ребенка 5-6 лет».
Психодиагностическая методика О.Н. Земцовой «Изучение мышления ребенка
3-5 лет» содержит 6 заданий, которые направлены на изучение особенностей развития
мышления ребенка 3-5 лет. Методика изучения мышления ребенка состоит из 6
субтестов.
Субтест 1. Исследование дифференциации существенных признаков от
несущественных. (Методика «Найди лишний предмет»)
Субтест 2. Исследование способности устанавливать логические связи и
отношения между предметами и понятиями. (Методика «Установление закономерности»,
«Решение логических задач»)
Субтест 3. Исследование операций сравнения и обобщения. (Методика
«Нахождение сходства и различия между предметами», «Назови предметы общим
словом»)
Субтест
4.
Исследование
определения
развития
речи
(Методика
«Последовательные картинки»)
Можно проводить данную методику в групповом варианте. Педагог
произносит инструкцию к заданиям вслух и предлагает стимульный материал.
Диагностика производится 2 раза в год: перед началом и после окончания
развивающих занятий.
Психодиагностическая методика С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.
Топорковой, С.В. Щербининой «Изучение мышления ребенка 5-6 лет» содержит 6
заданий, которые направлены на изучение особенностей развития мышления ребенка 56 лет. Методика изучения мышления ребенка состоит из 6 субтестов.
Субтест 1. Исследование дифференциации существенных признаков от
несущественных. (Методика «Найди лишний предмет»)
Субтест 2. Исследование способности устанавливать логические связи и
отношения между предметами и понятиями. (Методика «Установление закономерности»,
«Решение логических задач»)
Субтест 3. Исследование операций сравнения и обобщения. (Методика
«Нахождение сходства и различия между предметами», «Назови предметы общим
словом»)
Субтест 4. Исследование определения развития речи (Методика
«Последовательные картинки»)
Можно проводить данную методику в групповом варианте. Педагог
произносит инструкцию к заданиям вслух и предлагает стимульный материал.
Диагностика производится 2 раза в год: перед началом и после окончания
развивающих занятий.
4
Оценка и интерпретация результатов.
За самостоятельное и правильное выполнение задания дается 3 балла.
За выполнение с небольшими ошибками или с незначительной помощью взрослого – 2
балла.
За выполнение с серьезными ошибками – 1 балл.
За невыполнение задания – 0 баллов.
При обработке результатов теста для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов,
полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая бальная оценка за все
субтесты в целом. Максимальное количество баллов – 18 баллов.
На основе анализа распределения индивидуальных данных определяется развитие
мышления ребенка и устанавливается условный уровень развития мышления.
Условные уровни:
Высокий – 16-18 баллов;
Средний – 11 – 15 баллов;
Низкий – 1 – 10 баллов.
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа «Эрудит» направлена на активизацию познавательной деятельности:
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира; развитие символической функции
мышления и общих познавательных способностей детей: способность выявлять общее и
различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по
разным признакам (внешним и функциональным); устанавливать простые связи между
явлениями и предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия
на них, прогнозировать эффект от своих действий; развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации; развитие внимания (устойчивость,
концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); развитие памяти
(формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие речи и словарного запаса ребенка; формирование и развитие логического
мышления; развитие навыков конструирования по образцу; развитие общей и мелкой
моторики; развитие наблюдательности; формирование адекватной самооценки;
воспитание доброжелательного отношения к окружающим; развитие эмпатии; развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2.1.
Содержание программы Содержание программы для обучающихся
от 3 лет до 4 лет
Номер
занятия
1-2
Тема
3 занятие
Собираем
матрешку
Задачи
Содержание
Диагностика. О.Н. Земцова «Изучение мышления ребенка 3-5 лет»
1. Развитие зрительного
восприятия (форма,
величина).
2. Закрепление словесного
обозначения величин и
навыков счета.
3. Развитие мышления,
навыков конструирования по
5
Упражнения:
«Курочка Ряба»,
«Собираем матрешку»,
«Постройте домик»
образцу.
4 занятие
Собираем
башенку
1. Развитие речи
(активизация и
обогащение словарного
запаса, развитие умения
пользоваться фразовой
речью при ответах на
вопросы).
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Совершенствование
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
отношения к
окружающим.
5 занятие
Раскрась
петушка
1. Развитие зрительного
«Петушки», «Раскрась
восприятия (цвет, величина). петушка»
2. Развитие мышления
(группировка предметов по
цвету и величине).
3. Развитие речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
упражнение в согласовании
прилагательных с
существительными,
развитие умения задавать
вопросы и отвечать на них).
6 занятие
Раскрась
курочку
1. Развитие внимания и
памяти.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Воспитание
доброжелательного
отношения к
окружающим,
развитие эмпатии.
«Один, два, три», «Раскрась
курочку», «Цветные
карандаши»
1. Развитие зрительного
восприятия (величина, цвет,
форма). 2. Закрепление
навыков счета.
3. Развитие мышления и
воображения.
1. Развитие внимания и
восприятия.
2. Развитие речи
(активизация и обогащение
«Репка», «Сосчитай фигуры»,
«Запомни картинки»
7 – 8 занятие Сосчитай
фигуры
9 занятие
Найди
одинаковые
предметы
6
«Петух и краски», «Собираем
башенку»
«Найди одинаковые предметы»,
«Две собачки»
словарного запаса по теме
«Домашние и дикие
животные»,
совершенствование
грамматического строя,
развитие связной речи).
10 занятие Кто где живёт 1. Развитие мелкой
моторики.
2. Развитие умения
согласовывать свои действия
с действиями взрослого.
3. Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Кто где
живет?», «Запомни порядок»
Какой
предмет
лишний
1. Развитие зрительной и
слуховой памяти.
2. Развитие мышления
(классификация).
3. Развитие речи (активизация и
обогащение словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя,
развитие связной речи).
Упражнения: «Какой
предмет лишний?», «Обведи
фигуры»
12 занятие Накорми
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование навыков
общения. Воспитание
доброжелательного отношения
к окружающим.
Упражнения: «Накорми
домашних животных»,
«Лягушки»
13 занятие Фигуры под
1. Развитие восприятия (форма).
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления
Упражнения: «Фигуры под
зонтиком», «Запомни слова»
1. Развитие навыков счета.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование навыков
общения. Воспитание
доброжелательного отношения
к окружающим.
Упражнения: «Пирамидки»,
«Найди предмет», «МухаЦокотуха»
15 занятие Помоги
рыбкам
1. Развитие зрительного и
тактильного восприятия. 2.
Развитие внимания, памяти,
мышления.
3. Развитие навыков счета.
Упражнения: «Помоги
рыбкам», «Определи
фигуру»
16 занятие Какая это
фигура
1. Развитие речи
(активизация и обогащение
словарного запаса, совершенствование грамматического
Упражнения: «Какая это
фигура», «Вороны»
11 занятие
домашних
животных
зонтиком
14 занятие
Пирамидки
7
строя, развитие связной
речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
17 занятие Четвертый
лишний
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие зрительной
памяти.
1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.
«Четвертый лишний»,
«Сюжетные картинки»
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие речи и
мышления.
Упражнения: «Что
изменилось?», «Соедини
линиями одинаковые
предметы»
1. Развитие слухового и
20 занятие Предмет,
который мне зрительного восприятия.
нравится
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие зрительной
памяти.
Упражнения: «Предмет,
который мне нравится»,
«Живое, неживое»
21 занятие Горячий,
холодный,
тёплый
Упражнения: «Горячий,
холодный, теплый»,
«Домики»
18 занятие Найди
отличие
19 занятие Соедини
линиями
одинаковые
предметы
1. Развитие восприятия и
воображения.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие речи и
мышления.
1. Развитие общей и мелкой
22 занятие Кто самый
внимательный моторики.
2. Развитие эмоциональной
сферы.
3. Совершенствование
8
Упражнения: «Зайчата и
волк», «Найди отличие»
Упражнения: «Кто самый
внимательный», рамки
Монтессори
коммуникативных навыков.
23 занятие
Много и мало 1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Развитие эмоциональной
сферы.
4. Совершенствование
коммуникативных навыков
Упражнения: «Много и
мало», «Бычок — смоляной
бочок»
24 занятие
Отгадай, чей
голосок
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия. 2.
Развитие внимания и
воображения.
Упражнения: «Отгадай, чей
голосок», «Запомни фигуры»
25-26
занятие
Какое время
года
1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие интереса к
партнерам по общению,
воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим
Упражнения: «Какое время
года», «Репка»
27-28
занятие
Части суток
Упражнения: «Части суток»,
«Птичий двор»
29 занятие
Разрезные
картинки
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие речи и
мышления.
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Развитие интереса к
партнерам по общению,
воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
30 занятие
Какая это
фигура
1. Развитие речи
(активизация и обогащение
словарного запаса, совершенствование грамматического
строя, развитие связной
речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
Упражнения: «Какая это
фигура», «Вороны»
9
Упражнения: «Разрезные
картинки», «Снеговики»
отношения к окружающим.
31 занятие
32-33
занятие
34 занятие
35-36
занятие
Повтори
1. Развитие слухового и
предложение зрительного восприятия. 2.
Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и
мышления.
Повтори за
1. Развитие общей и мелкой
мной
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков,
воспитание волевых качеств.
Упражнения: «Повтори
предложение», «Изобрази
игрушку»
Кто самый
1. Развитие общей и мелкой
внимательный моторики.
2. Развитие эмоциональной
сферы.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Чем
1. Развитие слухового и
отличаются зрительного восприятия. 2.
Развитие внимания и памяти.
Упражнения: «Кто самый
внимательный», «Что
изменилось»
«Повтори за мной»,
«Лохматый пес»
Упражнения: «Чем
отличаются», «Кто летает?»
Диагностика. О.Н. Земцова «Изучение мышления ребенка 3-5 лет»
37-38
занятие
2.2.
Содержание программы для обучающихся от 4 лет до 5 лет
Номер
занятия
1-2
Тема
3 занятие
Сосчитай
грибы в
картинке
4 занятие
Раскрась
портрет
Задачи
Содержание
Диагностика. О.Н. Земцова «Изучение мышления ребенка 3-5 лет»
1. Развитие зрительного
восприятия.
2. Совершенствование
навыков счета.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи
1. Развитие внимания и
памяти.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
навыков общения.
10
Упражнения: «Сосчитай грибы
в картинке», «Колобок»
Упражнение: «Раскрась
портрет», «Найди фигуру»
Воспитание
доброжелательного
отношения к
окружающим.
5 занятие
Разложи по
порядку
1. Развитие зрительного
Упражнения: «Зевака»,
восприятия (цвет, величина, «Разложи по порядку»
форма).
2. Развитие
целенаправленного
внимания.
6 занятие
Какой
предмет
лишний
7 занятие
Осенние
листья
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Воспитание нравственноволевых качеств
1. Развитие памяти.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
8-9 занятие
Когда это
бывает
Упражнения: «Какой предмет
лишний», «Три медведя»
Упражнения: «Осенние
листья», «Детские забавы
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи)
Назови овощи 1. Развитие двигательных
и фрукты
навыков.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Когда это
бывает», «Что изменилось?»
11 занятие
Найди
отличия
«Найди отличия», «Приметы»
12-13
занятие
Повтори
1. Развитие мышления и речи Упражнения: «Повтори
стихотворени (активизация и обогащение стихотворение», «Сюжетные
е
словарного запаса по темам картинки»
«Осень», «Фрукты»,
10 занятие
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
11
Упражнения: «Назови овощи и
фрукты», «Осенние приметы»
14 занятие
15 занятие
16 занятие
17 занятие
18 занятие
«Овощи»;
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие двигательных
навыков.
Продолжи ряд 1. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Совершенствование
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим
Кто самый
1. Развитие внимания и
внимательный памяти.
2. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса по темам
«Осень», «Фрукты»,
«Овощи»;
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
Что где лежит 1. Развитие зрительного и
тактильного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи)
Меньше 1. Развитие слухового и
больше
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
Запомни
картинки
Упражнения: «Продолжи ряд»,
«Мишутка»
Упражнения: «Кто самый
внимательный», «Найди
общее»
Упражнения: «Что где
лежит?», «Запомни»
Упражнения: «Детские забавы:
Зима», «Меньше - больше»
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Запомни
зрительного восприятия.
картинки», «Части суток»
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
12
19 занятие
Чего не
хватает
20 занятие
Найди и
зачеркни
21-22
занятие
Дорисуй
предметы
навыков связной речи)
1. Развитие мелкой
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Чего не
хватает», «Ам»
1. Развитие зрительного и
слухового восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие общей и мелкой
моторики, мимики,
пантомимики.
2. Развитие умения
согласовывать свои действия
с действиями сверстника.
3. Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Ты — мое
зеркало», «Найди и зачеркни»
23 занятие Кто здесь
лишний
1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Кто здесь
лишний», «Зимний лес»
24 занятие Запомни
картинки
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи)
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование
Упражнения: «Запомни и
назови», «Когда это бывает»
25 занятие Короткое длинное
13
Упражнения: «Дорисуй
предметы», «Ну-ка, цифры,
встаньте в ряд»
Упражнения: «Короткое длинное», «Зевака»
навыков общения.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим
26 занятие Что сначала, 1. Развитие слухового и
что потом
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие речи и мышления
1. Развитие общей и мелкой
27 занятие Разложи
геометрическ моторики.
ие фигуры
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Зимний лес»,
«Что сначала, что потом»
Упражнения: «Разложи
геометрические фигуры»,
«Ров»
28 занятие Четвертый
лишний
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Четвертый
зрительного восприятия. 2. лишний», «Наоборот»
Развитие внимания и памяти.
29 занятие Рассмотри
картинку
1. Развитие зрительного и
слухового восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
30 занятие Кто где живёт 1. Развитие восприятия
(величина, форма, цвет).
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие речи и
мышления.
1. Развитие общей и мелкой
31 занятие Что это?
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Рассмотри
картинку», «Весна»
32 занятие Дорисуй
фигуры
Упражнения: «Дорисуй круги»,
«Дорисуй овалы»
1. Развитие воображения и
творческого потенциала. 2.
Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
14
Упражнения: «Кто где живёт»,
«Части суток»
Упражнения: «Что это?»,
«Геометрические фигуры»
доброжелательного
отношения к окружающим.
33 занятие Где мы были,
мы не скажем,
а что делали покажем
34 занятие Запомни
предметы
1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия. 2.
Развитие внимания и памяти.
Упражнения: «Где мы были,
мы не скажем, а что делали покажем», «Чьи инструменты»
35 занятие Каких фигур
больше
1. Развитие речи и
мышления.
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Каких фигур
больше», «Замри»
36 занятие Нарисуй
подходящий
предмет
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
Упражнения: «Нарисуй
подходящий предмет»,
«Раскрась картинку»
Упражнения: «Запомни
предметы», «Закончи
предложения»
Диагностика. О.Н. Земцова «Изучение мышления ребенка 3-5 лет»
37-38
занятие
2.3.
Номер
занятия
1-2
Содержание программы для обучающихся от 5 лет до 6 лет
Тема
Задачи
Содержание
Диагностика. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.
Щербинина «Изучение мышления ребенка 5-6 лет»
3 занятие
Найди,
зачеркни,
сосчитай
4 занятие
Построй
домик
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Найди, зачеркни,
зрительного восприятия.
сосчитай», «Маша и медведь»
2. Развитие
целенаправленного внимания
и наблюдательности. 3.
Развитие слуховой и
зрительной памяти.
4. Совершенствование
навыков счета
1. Развитие мышления и речи Упражнения: «Построй домик»,
(активизация и обогащение «Сосчитай»
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
15
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
5 занятие
Выбери
дорожку
6 занятие
Соедини
точки по
порядку
7 занятие
Запомни
фигуры
8 занятие
Сюжетные
картинки
«Случай в
лесу»
9 занятие
Дорисуй
фигуры
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Совершенствование
элементарных
математических
представлений
1. Развитие мышления и речи
(расширение и активизация
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Выбери
дорожку», «Теремки»
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие зрительной и
слуховой памяти
1. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Запомни
фигуры», «День рожденья»
1. Развитие воображения и
творческого потенциала. 2.
Развитие общей и мелкой
Упражнения: «Дорисуй круги»,
«Дорисуй овалы»
16
Упражнения: «Зайцы и волк»,
«Соедини точки по порядку»
Упражнения: Сюжетные
картинки «Случай в лесу»,
«Собери картинку»
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
10 занятие Будь
внимателен
11 занятие Перелетные
птицы
12 занятие Дом и сад
13 занятие Дорожки
14 занятие Домики
1. Развитие мышления и речи Упражнения: «Будь
(расширение и активизация внимателен», «Птицы улетают
словарного запаса,
на юг»
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
мотивационной сферы
общения и коммуникативных
навыков. Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Любимое
зрительного восприятия. 2. животное», «Перелетные
Развитие внимания и
птицы»
наблюдательности.
3. Развитие мышления и речи
(расширение и активизация
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Дом и сад»,
зрительного восприятия.
«Осень»
2. Развитие внимания и
памяти.
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Совершенствование
элементарных
математических
представлений
1. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
17
Упражнения: «Выбери
дорожку», «Домики»
Упражнения: «Построй домик»,
«Сосчитай»
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
15 занятие Запомни
фигуры и
знаки
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
3. Развитие зрительной и
слуховой памяти
16 занятие Найди ворон 1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Запомни фигуры
и знаки», «День рожденья»
17 занятие Продолжи ряд 1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(расширение и активизация
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие общей и мелкой
18 занятие Расскажи о
предмете
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Продолжи ряд»,
«Пожалуйста»
19 занятие Нарисуй
подходящий
предмет
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
наблюдательности.
Упражнения: «Нарисуй
подходящий предмет»,
«Мандалы»
20 занятие Запомни
предметы
1. Развитие слухового и
Упражнения: «Запомни
зрительного восприятия. 2. предметы», «Закончи
Развитие внимания и памяти. предложения»
Упражнения: «Найди ворон»,
«Случай в лесу»
Упражнения: «Расскажи о
предмете», «Сказка»
Упражнения: «Продолжи ряд»,
21 занятие Продолжи ряд 1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
«Пожалуйста»
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
18
22 занятие Раскрась
зонтик
(расширение и активизация
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
3. Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
23 занятие Пятнашки по 1. Развитие слухового и
кругу
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти
24 занятие Найди фигуру 1. Развитие мышления и речи
(активизация и расширение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
25 – 26
занятие
Составь
рассказ
27 занятие Расскажи о
предмете
28 занятие Расскажи о
предмете
Упражнения: «Раскрась
зонтик», «Сказочные герои»
Упражнения: «Пятнашки по
кругу», «Красная Шапочка»
Упражнения: «Найди фигуру,
поставь знак», «Обида»
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и расширение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Составь
рассказ», «Мышь и мышеловка»
1. Развитие общей и мелкой
моторики.
2. Совершенствование
Упражнения: «Расскажи о
предмете», «Сказка»
19
Упражнения: «Расскажи о
предмете», «Лиса и Журавль»
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
29 занятие Рассмотри,
запомни,
назови
1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
2. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Упражнения: «Рассмотри,
запомни, назови», «Гусилебеди»
30 занятие Найди фигуру 1. Развитие мышления и речи Упражнения: «Найди фигуру,
(активизация и расширение поставь знак», «Цирк»
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
2. Развитие общей и мелкой
моторики.
3. Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
31 занятие Продолжи ряд 1. Развитие слухового и
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(расширение и активизация
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи).
1. Развитие слухового и
31 занятие Запомни
картинки
зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Развитие мышления и речи
(активизация и обогащение
словарного запаса,
совершенствование
грамматического строя и
навыков связной речи)
1. Развитие мелкой
32 занятие Чего не
хватает
моторики.
2. Совершенствование
20
Упражнения: «Продолжи ряд»,
«Пожалуйста»
Упражнения: «Запомни
картинки», «Части суток»
Упражнения: «Чего не хватает»,
«Ам»
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
2.4.
Структура развивающего занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть,
основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на создание позитивного эмоционального
настроя и на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Вводная
часть начинается с «сюрпризного момента» и занимает 3-5 минут.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных
процессов. Задания направлены на активизацию мыслительной деятельности и
произвольность поведения. Продолжительность основной части зависит от возраста
обучающихся:
3-4 года – 7 минут;
4-5 лет – 10 минут;
5-6 лет – 15 минут;
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в создании
доброжелательной атмосферы в детском коллективе. В конце каждого занятия дети
припоминают ход занятия, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты,
затем прощаются с педагогом-психологом. Продолжительность заключительной части –
3-5 минут.
Во время занятий используются следующие задания:
- для детей 3-4 лет: «Найди одинаковые предметы», «Кто где живет», «Какой
предмет лишний», «Найди отличия», «Раскрась картинку» направлены на развитие
внимания, памяти, мышления, мелкой моторики;
- для детей 4-5 лет: «Что где лежит», «Дорисуй картинку», «Чего не
хватает», «Дорисуй предметы», «Что сначала? Что потом?», «Кто здесь лишний»,
«Меньше-больше», «Запомни предметы», «Каких фигур больше» направлены на
развитие зрительного восприятия, активизацию и обогащение словарного запаса,
совершенствование навыков связной речи;
- для детей 5-6 лет: «Соедини точки по порядку», «Запомни фигуры и знаки»,
«Продолжи ряд», «Расскажи о предмете», «Рассмотри, запомни, назови», «Найди,
зачеркни, сосчитай» направлены на развитие вербально-логического мышления, то
есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию;
произвольности психических процессов: восприяие, внимание, память; учат
ориентироваться на листе в клеточку;
Условия проведения занятий: занятия по развитию познавательных
процессов могут быть эффективными только при условии их систематического
проведения (как минимум 1 раз в неделю). При проведении занятий очень важно,
чтобы все обучающиеся правильно понимали инструкцию. Объяснения педагога
должны даваться с учётом возрастных особенностей детей. Необходимо вовлекать в
активное участие на занятии всех обучающихся.
Занятия построены с учётом ведущего вида деятельности – игры, поэтому
сохраняется познавательная активность и динамичность на протяжении всего
времени работы, что позволяет избежать утомляемости детей. Многие задания для
детей разного возраста повторяются, на всё более усложняющемся материале.
Пред каждым заданием даётся краткая инструкция, а педагог контролирует, правильно
ли ребёнок его выполнил.
21
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.
Материально-техническое обеспечение
3.1.
Занятия проводятся в кабинете.
Оборудование:
-
Интерактивная панель, расположенная на уровне роста детей.
Ковролин.
Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных
дидактических игр и методической литературы.
Стол педагога.
Стул взрослый.
Стулья детские.
Столы детские.
Технические средства (компьютер, принтер и т.д.)
Цветные и простые карандаши, стаканы (подставки для карандашей)
Су-джок
Наглядный материал, систематизированный в конвертах или папках
Методическая литература
Настольные игры, игрушки, конструкторы, мозаики, шнуровки и т.д.
Часы
Картотека:
- Физминутки.
- Пальчиковая гимнастика.
- Загадки
3.2.
пособий,
Календарный учебный график
Возрастные группы
Содержание
от 3 лет до 4 лет
от 4 лет до 5 лет
от 5 лет до 6 лет
Количество групп
1
1
1
Начало учебного года
01.09.2024 г.
01.09.2024 г.
01.09.2024 г.
Окончание учебного года
31.05.2025 г.
31.05.2025 г.
31.05.2025 г.
Продолжительность учебного
года, из них
38 недель
38 недель
38 недель
В начале года
01.09.202430.09.2024
01.09.202430.09.2024
01.09.202430.09.2024
В конце года
12.05.2025 –
23.05.2025
12.05.2025 –
23.05.2025
12.05.2025 –
23.05.2025
17 недель
17 недель
17 недель
Организация и
проведение
педагогической
диагностики
Количество
учебных
1 полугодие
22
недель
2 полугодие
Продолжительность учебной
недели
21 неделя
30 минут
40 минут
60 минут
15 минут
20 минут
30 минут
3.3.
Социальногуманитарная
21 неделя
Пятидневная рабочая неделя. Выходные дни – суббота и
воскресенье, праздничные и нерабочие дни в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Объем недельной
образовательной нагрузки
(НОД), в том числе
длительность занятия
Направленность
дополнительной
образовательной
программы
21 неделя
Учебный план
Возрастные группы
от 3 лет до 4 лет
от 4 лет до 5 лет
от 5 лет до 6 лет
Количество часов (минуты/количество периодов)
неделя
год
неделя
год
неделя
год
15
3.4.
1
570
38
20
1
760
38
25
1
950
38
Учебно-методический комплекс
1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, сред-няя
группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 144 с. + CD. –
(Психологическая служба.);
2. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия:
старшая, подготовительная группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. –
128 с. + CD. – (Психологическая служба.)
Список литературы
1. Венгер Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов. – М., 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.; 1993.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство «Гном и Д»,
2000.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и
коррекционные программы. – М.; 1993.
7. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у
дошкольников. – Минск, 1995.
8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. –
Ярославль, 1997.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и
воображения дошкольников. – Ярославль, 1999.
10.Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
23
Приложение
Оценочные задания
Психодиагностическая методика О.Н. Земцовой «Изучение мышления
ребенка 3-5 лет».
Задание №1. Инструкция: Найди лишний предмет
Задание №2. Инструкция: Выбери подходящий цвет для каждого карандаша и
раскрась его.
Задание №3. Инструкция: Найди в каждом ряду два одинаковых пред-мета.
24
Задание №4. Инструкция: Найди сходства и различия между картинками.
Задание №5. Инструкция: Назови предметы общим словом.
Задание №6. Инструкция: Составь рассказ по картинкам.
25
Психодиагностическая методика С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.
Топорковой, С.В. Щербининой «Изучение мышления ребенка 5-6 лет»
Задание №1. Инструкция: Найди лишний предмет.
Задание №2. Инструкция: Подбери пару по аналогии.
26
Задание №3. Инструкция: Подбери подходящий предмет.
Задание №4. Инструкция: Найди сходства и различия между картинками.
Задание №5. Инструкция: Назови предметы общим словом.
27
Задание №6. Инструкция: Составь рассказ по картинкам.
28