. Пояснительная записка Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 345 (далее МАДОУ детский сад № 345) является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебнометодического, кадрового и материально- технического оснащения. Учебный план составлен в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Санитарными правилами СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 2813; Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2). Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад № 345 в группах общеразвивающей направленности; Уставом МАДОУ детский сад № 345 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана Основными задачами учебного плана являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ. МАДОУ детский сад № 345 в 2024-2025 учебном году реализует образовательную программу дошкольного образования разработанную в соответствии с ФОП ДО. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется, во время занятий, и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Занятие рассматривается, как дело занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и т.д. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. Время проведения занятий, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальной образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст/ О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019; Содержание Учебного плана разработано в соответствии с принципами: ⁻ принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; ⁻ принцип научной обоснованности и практической применимости; ⁻ принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; ⁻ принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; ⁻ принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; ⁻ комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; ⁻ решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; ⁻ принцип культуросообразности образования. Учебный план составляется ежегодно при участии педагогических работников с учетом мнения Совета родителей МАДОУ, принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом заведующего. На 01.09.2024 г. в МАДОУ функционируют 7 групп общеразвивающей направленности: ⁻ Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 2 ⁻ Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 1 ⁻ Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 2 ⁻ Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1 ⁻ Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 1 Детский сад работает пять дней в неделю, в режиме 10,5 часов. Начало НОД в первой половине дня с 9.00 часов, во второй половине дня с 15.15 часов. Организация образовательного процесса Распределение времени для занятий с 02.09.2024 г. по 31.05.2025 г. – 38 недель. В зимний период с 29.12.2024 г. по 08.01.2025 г. – праздничные выходные. В летний период с 01.06.2025 г. по 31.08.2025 г. образовательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми, не предусматривающих организацию занятий. Содержание образовательной деятельности в летний период времени зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ОП ДО и реализуется в различных видах деятельности детей, а также в ходе режимных моментов. Содержание образовательной деятельности в летний период времени носит воспитательную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную направленность. В данный период увеличивается продолжительность прогулки. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливается нормами СанПиН 1.2.3648-20: – для детей от 2-х до 3-х лет – не более 10 минут; – для детей от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут; – для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут; – для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут; – для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, в подготовительной – 90 минут. Перерыв во время занятий для гимнастики – не менее 2 минут. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывают в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Чтение художественной литературы организуется ежедневно. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 10-15 минут – группа раннего возраста, 15–20 минут – младший возраст, 20–25 минут – старший возраст. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 2 до 5 лет организуются 2 раза в неделю. Для детей от 5 до 7 лет не менее 3 раз в неделю. Третье занятие по физическому развитию проводится на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы. С целью осуществления коррекционной работы в МАДОУ функционирует пункт , коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-логопедом. Занятия учителя-логопеда не входят в учебный план, проводятся малыми подгруппами (2-3 воспитанника) или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06 августа 2020 г. № Р75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. Учебный план в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста на 2024 – 2025 учебный период Обязательная часть Образовательная область/приобщение к ценностям Длительность образовательной деятельности Социально-коммуникативное развитие/ «Родина», «Природа», Семья», «Человек», «Жизнь». «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд» Познавательное развитие/ «Человек», «Семья», «Познание», «Родина», «Природа» Игровая деятельность Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательноисследовательская Социализация, развитие общения, Формирование основ безопасности Самообслуживание, самостоятельность, приобщение к труду Сенсорные эталоны и познавательные действия Математические представления Коммуникативная Речевое развитие/ «Культура», «Красота» Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора Рисование Лепка Музыка Изобразительная Физическое развитие 1 37 1 37 Ознакомление с окружающим миром Природа Художественно-эстетическое развитие/ «Культура», «Красота» Количество образовательных игровых занятий в неделю Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) 10 минут неделя год Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности (принцип интеграции образовательных областей) и в режимных моментах – в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей Музыкальная Конструктивномодельная деятельность Двигательная Конструирование Физическая культура Итого в обязательной части Общая недельная нагрузка 2 74 Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности (принцип интеграции образовательных областей) и в режимных моментах – в совместной деятельности взрослого и детей. 1 37 0,5 18 2 74 0,5 18 2 74 10 370 1 ч. 40 мин. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Расширение и углубление содержания обязательной части ОП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева. В ходе режимных моментов ежедневная совместная деятельность педагога с детьми Двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы Учебный план в группах общеразвивающей направленности на 2024 – 2025 учебный период Количество образовательных игровых занятий в неделю Образовательная область Базовая часть Длительность непосредственной образовательной деятельности Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Игровая деятельность Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательноисследовательская Коммуникативная Социализация, развитие общения, нравственнопатриотическое воспитание Формирование основ безопасности Самообслуживание, самостоятельность, труд Младший дошкольный возраст от 3 лет до 4 лет 15 минут неделя год Средний дошкольный возраст от 4 лет до 5 лет 20 минут неделя год Старший дошкольный возраст от 5 лет до 6 лет 25 минут неделя год Старший дошкольный возраст от 6 лет до 7 лет 30 минут неделя год Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности (принцип интеграции образовательных областей)и в режимных моментах – в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников Математические представления 1 38 1 38 1 38 2 76 Окружающий мир/Природа 1 38 1 38 1 38 1 38 Развитие речи/Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе 2 38 2 38 2 76 2 76 Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности Речевое развитие (принцип интеграции образовательных областей)и в режимных моментах – в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников Рисование 1 38 1 38 1 38 2 76 Изобразительная Лепка 0,5 19 0,5 19 0,5 19 0,5 19 Аппликация 0,5 19 0,5 19 0,5 19 0,5 19 ХудожественноМузыкальная Музыка 2 76 2 76 2 76 2 76 эстетическое Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности развитие Конструктивно(принцип интеграции образовательных областей) и в режимных модельная Конструирование моментах – в совместной деятельности взрослого и детей, деятельность самостоятельной деятельности дошкольников Физическая культура в помещении 2 76 2 76 2 76 2 76 Физическое развитие Двигательная Проводится во время утренней Физическая культура на улице 1 38 1 38 прогулки Итого в обязательной части 10 380 10 380 11 418 13 494 Общая недельная нагрузка 2 ч. 30 мин. 3 ч. 20 мин. 4 ч. 30 мин. 6 ч.30 мин. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Расширение и углубление содержания обязательной В ходе режимных моментов ежедневная совместная деятельность педагога с детьми части ООП ДО специфики национальных, Двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной социокультурных и иных условий – парциальная литературы образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Коррекционно развивающая работа по оказанию логопедической помощи Диагностирование, консультирование родителей - Подгрупповые занятия с детьми, не реже двух раз в неделю