ДОП ЛЕГО-конструирование

Содержание

1
1.1.

1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
2.3
2.4.
2.5.
2.6.
3
3.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы технической
направленности «Лего-конструирование»
Принципы и подходы к формированию программы
Планируемые результаты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы организации работы
Методы и приемы
Рабочая программа первого года обучения
Рабочая программа второго года обучения
Рабочая программа третьего года обучения
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое оснащение
Мониторинг освоения детьми программного материала
Литература

2

3
3
3

5
6
7
7
8
8
14
19
24
25
26
31

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе
образования
требуют
новой
организации
системы
в
целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом
развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и интересов, образовательных потребностей участников
образовательных отношений, которые так же реализуются через систему
дополнительного образования детей.
С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное
образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей
направленности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников,
а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые
стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В
связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование
по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как
вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой
активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника
познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его
вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании
условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко
реализовать в образовательной среде лего- конструирования.
Конструктор Лего — это занимательный материал, развивающий
детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает
возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с
конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям
составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с
конструктором, то есть занимается творческой деятельностью.
Основной
образовательной
деятельностью
с
использованием
конструктора является игра - ведущий вид детской деятельности. Конструктор
Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей,
расширение функциональных возможностей развивающегося организма,
овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
3

образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
 Санитарными правилами
СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организации воспитания и
образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020
№
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N
08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
 Положение о платных образовательных услугах.
 Устав МАДОУ детского сада № 345.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
"Легоконструирование" составлена на основе учебно-методических рекомендаций
Куцаковой Л.В. «Конструирование в детском саду» и методического пособия
Е.В. Фешиной «Лего- конструирование в детском саду», с дополнением
регионального компонента.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует
интеграцию
образовательных
областей
«Познавательное
развитие",
"Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие», Физическое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие".
Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного
образования. Срок реализации программы 3 года.
Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного
возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю по
подгруппам, по 20-30минут.
Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать
современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление.
Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и
фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А
любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию
моделей.
Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую
деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и
техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а
это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

4

1.1.
Цели и задачи реализации дополнительно
общеобразовательной программы «Лего-конструирование»
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего–
конструирования.
Задачи программы:
⁻ развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
⁻ обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
⁻ формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
⁻ совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
⁻ развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности,
любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.

1.2.
⁻
⁻
⁻

⁻

⁻

Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы заложены следующие основные принципы:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип интеграции содержания дошкольного образования в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
поддержка
инициативы
ребенка
в
детской
деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

5

1.3.

Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
⁻ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
⁻ у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими;
⁻ ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
⁻ у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
⁻ у ребенка развита способность к самостоятельному анализу
сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения
практического назначения объектов;
⁻ ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
темам, замыслу;
⁻ ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
⁻ ребенок
овладевает
умением
использовать
разнообразные
конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым
рисункам, так и придумывая свои;
⁻ ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного
конструирования;
⁻ знает правила безопасности на занятиях по конструированию
с использованием мелких предметов;
⁻ ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми;
⁻ способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
⁻ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения.
6

II. Содержательный раздел
Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
2.1.Формы организации работы
Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может
быть индивидуальной, парной и групповой.
1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов
действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и
способы воспроизведения.
2.Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы
решения. Конструирование по модели — это усложненная разновидность
конструирования по образцу.
3.Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и
способов возведения. Определяем только условия, которым должна
соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по
условиям способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются
мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания
творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов,
а форма деятельности, позволяющая самостоятельно и творчески использовать
знания и умения, полученные заранее.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает
образ будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше
других развивает творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы:
1- восприятие,
2- 2- мышление,
3- 3- действие,
4- 4- результат.
По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
7

Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях, при
подготовке к обучению в школе.

2.2. Методы и приемы
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов
работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных
заданий
2.3. Рабочая программа первого года обучения
Задачи
Первое полугодие:
⁻ Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе
конструирования;
⁻ Использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных
моделей и схем;
⁻ Учить определять и изображать на схеме предмет, указывать его
функцию;
⁻ Формировать представление, что схема несет информацию не только о
том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим
для создания конструкции по схеме, а так же о способе
пространственного расположения деталей и их соединения;
⁻ Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и
различия;
⁻ Формировать умение строить по схеме; учить сооружать постройки с
перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали
между собой;
⁻ Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;
⁻ Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
⁻ Закреплять умение анализировать конструктивную и графическую
модели;
8

⁻ Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для
которых она предназначалась;
⁻ Правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик,
горка, овал, кирпичик с колесами и т.д.):
⁻ Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со
схемой;
⁻ Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать
цели деятельности;
⁻ Сравнивать полученную постройку с задуманной;
⁻ Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
Конструирование по образцу и преобразование
образца по условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу

Октябрь

Месяц

3
5

Тема
Путешествие в легострану

Цели
Познакомить с лего-конструктором,
названием некоторых деталей (кирпичик,
лапка, клювик, и т.д.)

Башня

Закреплять навыки и приемы построек
снизу вверх;
Учить строить простейшие постройки;
Формировать бережное отношение к
конструктору
Учить строить мостик, точно соединяя
строительные детали, накладывая их друг
на друга.
Учить строить дом. Распределять детали
лего-конструктора правильно. Развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Уточнять и расширять представление о
рыбах;
Развивать умение наблюдать,
анализировать, делать выводы.
Учить строить морских обитателей
Развивать умение выполнять постройку
по образцу педагога; вспомнить способы
крепления, формировать чувство
симметрии и умение правильно
чередовать цвет в моделях,
актуализировать знания детей различных

Мостик
Домик

Красивые рыбки

Ноябрь

24

Бабочка

9

видах бабочек.
Мы едем, едем, едем
Вспомнить основные виды городского
транспорта;
Учить строить грузовой автомобиль;
Закрепить умение отличать легковой
транспорт от грузового;
Учить называть основные элементы
автомобиля.
Конструирование по
Закреплять полученные навыки.
замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Заборчик для животных Формировать представления о высоте
предметов (высокий -низкий);
прослеживать связи между конструкцией
забора и его назначением;
познакомить детей со способами
сооружения заборов и конструкционными
возможностями разных деталей;
обучить детей соотносить свои постройки
с имеющимся образцом.

Декабрь

Ворота для заборчика

Елочки

Ознакомить детей с конструктивными
возможностями различных деталей,
используемых для сооружения опор и
перекладин (овальная деталь, горка);
Формировать чувства симметрии и
умения правильно чередовать цвет в
своих постройках;
Развивать умения анализировать образец:
– выделять в нем функционально
значимые части (столбики – опоры и
перекладины), называть и показывать
детали конструктора, из которых эти
части построены.
продолжать учить идентифицировать
детали Lego по образцу.
совершенствовать умение анализировать
особенности строения дерева, развивать
чувство формы и пропорции, передавая
характерные особенности;
закреплять прием постройки, снизу вверх
учитывая способы крепления;
10

Конструирование по
замыслу

Дом фермера

Январь

Загон для коров и
лошадей
Мельница
Конструирование по
замыслу

Февраль

Легковой автомобиль

Веселый светофор

Военная техника
(самолет)

самостоятельно работать по схеме,
выбирать правильную
последовательность действий,
сочетания форм, пропорций, симметрии.
создать радостное предпраздничное
настроение;
формировать у детей устойчивый интерес
к конструктивной деятельности; желание
экспериментировать, творить, изобретать;
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию и творчество.
Учить доводить начатое дело до конца
Учить строить загоны по условиям.
Развивать глазомер, навыки
конструирования, мелкую моторику рук
Учить строить мельницу.
Развивать воображение, фантазию.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Анализировать строения предметов;
Учить выделению основных частей,
определению их назначения;
Ознакомить с правилами перехода через
улицу;
Закрепить умения строить по образцу.
Продолжать знакомить со светофором.
Учить правила дорожного движения.
Закреплять навыки конструирования
Рассказывать о профессии летчика;
Учить строить самолет, выделяя
функциональные части;
Распределять детали лего-конструктора
правильно;
Развивать творческое воображение,
11

Грузовая машина с
прицепом

Март

Цветок. Подарок маме

Птицы

Овечка

навыки конструирования.
Учить анализировать образец будущей
постройки;
Учить строить по схеме;
Формировать бережное отношение к
конструктору;
Закреплять умения обыгрывать
постройку.
Учить анализировать образец будущей
постройки;
Учить строить по схеме;
Формировать бережное отношение к
конструктору;
Закреплять умения обыгрывать
постройку.
Познакомить детей с первыми весенними
растениями: подснежник, тюльпан,
ландыш, гиацинт;
Закреплять умение опираться на
предложенные схемы, инструкции,
учитывая способы крепления деталей;
передавать особенности строения цветка
средствами конструктора Lego;
развивать цветовосприятие, чувство
композиции, изображение, умение делать
выводы;
Развивать внимание, способность
сосредоточиться, память, логическое
мышление; мелкие мышцы кистей рук
(моторику);
Воспитывать эстетическое отношение к
образу мамы через изображение цветов в
различных техниках, любовь и уважение
к близкому человеку - маме.
Вспомнить названия перелётных птиц;
Познакомить с новой деталью «клювик»;
Познакомить со схемой строения птицы;
Уточнять и закреплять знания о
домашних животных, об их назначении и
пользе для человека;
Учить строить домашних животных;
Воспитывать любознательность и навыки
конструирования.
12

Конструирование по
замыслу

Разные профессии

Апрель

Пожарная машина

Ракета, космонавты

Поезд

Май

Зоопарк

Слон

Верблюд

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Расширять знания детей о профессиях

Рассказать о работниках пожарной части.
Учить строить из конструктора пожарную
часть и пожарную машину.
Развивать творчество и логическое
мышление.
Учить понимать нужность профессии
Рассказать о космических ракетах и
космонавтов.
Учить строить ракеты и космонавтов
Познакомить с приемами сцепления
кирпичиков с колесами, друг с другом,
основными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение
Учить детей строить по схемам животных
из конcтруктора Lego.
Учить строить по предложенной схеме,
картинке;
Развивать способность осуществлять
элементарный анализ объектов; различать
строительные детали по форме, величине,
цвету, названию;
Развивать у детей умения передавать
характерные особенности животных,
опираясь на схему.
Воспитывать детей работать в коллективе
сверстников, помогая, друг другу при
совместной постройке.
Учить строить слона.
Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка.
Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка.
Учить строить одно и двугорбых
верблюдов.
13

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2.4. Рабочая программа второго года обучения
5-6 лет
Первое полугодие:
⁻ Закреплять приобретенные в средней группе умения;
⁻ Развивать наблюдательность, развивать представления о форме
предметов и их частей, их пространственном расположении,
относительной величине, различие и сходстве;
⁻ Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно;
⁻ Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатление от
рисунков, фотографий, чертежей;
⁻ Продолжать знакомить с новыми деталями;
⁻ Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
⁻ Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять
ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с
имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
⁻ Учить работать с мелкими деталями;
⁻ Создавать более сложные постройки;
⁻ Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные
постройки;
⁻ Учить, рассказать о постройках других воспитанников;
⁻ Самостоятельно распределять обязанности;
⁻ Учить помогать товарищам в трудную минуту;
⁻ Учить возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
⁻ Формировать умение преобразовать конструкцию в соответствии с
заданными условиями;
⁻ Направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций.
Конструирование по образцу и преобразование
образца по условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу
14

24
3
5

Перспективное планирование

Октябрь

Месяц

Тема
Путешествие в легострану

Цели
Познакомить с лего-конструктором,
названием некоторых деталей (кирпичик,
лапка, клювик, и т.д.)

Избушка на курьих
ножках
Мостик через речку

Учить работать в коллективе дружно,
помогая друг другу
Познакомить детей со способами
крепления деталей Lego.
Учить строить мост через речку;
Учить доводить дело до конца, развивать
терпение.
Учить строить домики разной длины и
величины
Закреплять представления о водном
транспорте.
Совершенствовать умение анализировать
образец, графическое изображение
постройки. Выделять в ней существенные
части.
обогащать речь обобщающими
понятиями: «водный, речной, морской
транспорт»

Разные домики

Ноябрь

Плывут корабли

Пароход

Закреплять знания о водном транспорте
Закреплять навыки конструирования

Самолет

Формировать представление о воздушном
транспорте, его использовании и
назначении.
Формировать умения детей
строить самолет по образцу, определять
количество предметов, различать по
величине и цвету, ориентироваться в
пространстве.

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
15

самостоятельность.
Елочки в зимнем лесу

Декабрь

Новогодняя елка

Дед Мороз спешит на
праздник

Январь

Новый год к нам
спешит

Продолжать учить выполнять постройки
по образцу;
развивать мелкую моторику, умение
слушать и слышать воспитателя,
развивать речь; воспитывать
доброжелательные отношения, желание
прийти на помощь, развивать
конструктивные и творческие
способности.
Развивать у детей конструктивное
мышление, умение пользоваться схемами
объёмных фигур.
Подбирать правильно детали по размеру,
форме и цвету.
Создавать условия для того, чтобы дети,
используя накопленные знания и опыт,
конструировали объекты по
иллюстрации, без простейших чертежей и
схем.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки;
Учить работать в подгруппе, распределяя
обязанности;

Зоопарк

Закреплять представления о
многообразии животного мира
Развивать способность анализировать,
делать выводы

Слон

Развивать конструкторские навыки;
Учить строить слона
Развивать творческие навыки, терпение

Верблюд

Учить строить верблюда, передавая в
постройке характерные черты

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
16

самостоятельность.
Грузовой автомобиль

Февраль

Пожарная часть

Поезд мчится
Конструирование по
замыслу

Март

Подарок маме. Цветок
в горшке

Персонажи любимых
книг.

Змей Горыныч

Учить создавать сложную постройку
грузовой машины;
Учить правильно, соединять детали
Формировать представления о профессии
пожарный.
Учить строить пожарную машину и
пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части
Учить строить шпалы разными
способами по схемам и поезд по образцу
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Упражнять в умении находить способы
выполнения задания и выполнять их;
Продолжать учить правильно соединять
детали;
Развивать
творчество
и
самостоятельность.
Учить передавать форму объекта
средствами конструктора; закрепить
навыки скрепления; учить планировать
работу на основе анализа особенностей
образов сказочных героев
Развивать фантазию, воображение, речь
детей;
Учить обдумывать содержание будущей
постройки. Закрепить полученные навыки
и умения. Развивать творческую
инициативу и фантазию.

17

Апрель
Май

Печка

Развитие конструктивного мышления,
воображения, творческих способностей.
развивать воображение, фантазию,
способность осуществлять элементарный
анализ объектов, выделять целое и части;
учить строить печку из лего-конструктора
по образцу;
воспитывать детей работать в коллективе
сверстников, помогая, друг другу при
совместной постройке.

Улица полна
неожиданностей
(светофор)

Развивать фантазию и воображение детей.
Учить передавать форму объекта
средствами конструктора. Закрепить
навыки скрепления, повторить правила
дорожного движения.

Космические корабли.
Мы летим на Марс

Развивать творчество, пространственное
мышление, фантазию и воображение
детей, учить передавать форму объекта
средствами конструктора;
закрепить навыки скрепления, расширить
знания дошкольников о видах
космических кораблей

Моделирование
фигуры мальчика и
девочки

Познакомить с конструктивными
приемами построения модели
человеческой фигуры. Развивать фантазию,
мелкую моторику рук.

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Олененок и девочка

Развивать фантазию и воображение детей.
Учить передавать форму объекта
средствами конструктора. Закрепить
навыки скрепления деталей. Расширить
знания о жизни и быте коренных народов
округа.

18

Конструирование
многоэтажного дома по
замыслу.

Познакомить с основными этапами
разработки конструктивного замысла.
Развивать конструктивное воображение,
пространственное мышление, речь.
Закрепить навыки соединения деталей.

Конструирование
квартиры и ее комнат.

Познакомить с основными этапами
разработки конструктивного замысла.
Развивать конструктивное воображение
детей, пространственную ориентировку,
речь. Воспитывать взаимопомощь

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2.5. Рабочая программа третьего года обучения
6-7 лет
Первое полугодие:
⁻ Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме
предметов и их частей, их пространственном расположении,
относительной величине, различии и сходстве;
⁻ Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно;
⁻ Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
рисунков, фотографий, чертежей;
⁻ Продолжать знакомить с новыми деталями;
⁻ Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
⁻ Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять
её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с
имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
⁻ Учить работать с мелкими деталями;
⁻ Создавать более сложные постройки;
⁻ Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные
постройки;
⁻ Учить рассказывать о постройке других воспитанников;
19

⁻
⁻
⁻
⁻
⁻
⁻
⁻
⁻
⁻

Самостоятельно распределять обязанности;
Учить помогать товарищам в трудную минуту;
Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
заданными условиями;
Направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций;
Развивать творческую активность;
Навыки межличностного общения и коллективного творчества;
Способности к анализу и планированию деятельности;
Интерес к лего-конструктору;

Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу и преобразование
образца по условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу

Октябрь

Месяц

3
5

Тема
В гостях в Лего

Цели
Повторение правил поведения техники
безопасности;
Закрепление названий деталей легоконструктора

Красивый мост

Закреплять навыки полученные в
старшей группе;
Учить строить мост по карточке
Учить детей организовывать
пространство для конструирования;
обдумывать содержание будущей
постройки, давать ее описание,
планировать свою деятельность,
моделировать; объединять постройки
единым сюжетом.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Мы в лесу построим
теремок

Конструирование по
замыслу

Нояб
рь

24

Грузовик везет кирпичи Учить строить по карточке, находить
различия и сходства в схемах
Учить рассказывать о проделанной
20

Корабль

Аэропорт

Конструирование по
замыслу

Елочки в зимнем лесу

Декабрь

Новогодняя елка

Дед Мороз спешит на
праздник

Январ
ь

Новый год к нам
спешит

Играем в зоопарк
Слон

работе
Закреплять навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по
форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение
построек.
Учить строить разные самолеты по
схемам
Развивать глазомер, навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Продолжать учить выполнять постройки
по образцу;
развивать мелкую моторику, умение
слушать и слышать воспитателя,
развивать речь; воспитывать
доброжелательные отношения, желание
прийти на помощь, развивать
конструктивные и творческие
способности.
Развивать у детей конструктивное
мышление, умение пользоваться схемами
объёмных фигур.
Подбирать правильно детали по размеру,
форме и цвету.
Создавать условия для того, чтобы дети,
используя накопленные знания и опыт,
конструировали объекты по
иллюстрации, без простейших чертежей и
схем.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки;
Учить работать в подгруппе, распределяя
обязанности;
Закреплять знания о работниках
зоопарка, его обитателях
Развивать конструкторские навыки;
21

Учить строить слона с длинным хоботом
Развивать творческие навыки, терпение
Верблюд
Конструирование по
замыслу

Многоэтажные дома

Февраль

Магазины
Детский сад
Подарок папе.
Конструирование по
замыслу

Март

Подарок маме. Цветок
в горшке

Животные на ферме

Овечка

Учить строить одно и двугорбых
верблюдов
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность. Формировать
обобщённые представления о домах.
Закреплять название магазинов, их виды
Учить строить детский сад. Развивать
память и внимание
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Упражнять в умении находить способы
выполнения задания и выполнять их;
Продолжать учить правильно соединять
детали;
Развивать
творчество
и
самостоятельность.
Уточнять и закреплять знания о
домашних животных, об их назначении и
пользе для человека. Воспитывать
любознательность, навыки
конструирования.
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В.Степанова:
«Кошка», «Петух», «Овечка».
Закреплять знания о домашних животных

22

Апрель

Конструирование по
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание,
память.

Космические корабли.

Развивать творчество, пространственное
мышление, фантазию и воображение
детей, учить передавать форму объекта
средствами конструктора;
закрепить навыки скрепления, расширить
знания дошкольников о видах
космических кораблей

Луноход

Расширять представления детей о
космической технике.
Учить строить луноход из деталей
конструктора
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Конструирование по
замыслу

Май

Качели

Познакомить детей с понятиями сила,
груз,
ось
вращения «точка
опоры», «равновесие»
и рычаг через
строительство Лего- качелей.
Развивать воображение и творческую
активность,
самостоятельную
мыслительную деятельность.
Развивать мелкую моторику рук и
зрительно-моторную координацию.
Упражнять в строительстве с опорой на
схему.

23

Карусели

развивать
умение
работать
по
инструкции;
познакомить детей с историей создания
карусели;
формировать навыки сотрудничества;
воспитывать интерес к техническим
видам творчества.

Беседка для ребят

Учить строить беседку по условиям.
Развивать память, навыки
конструирования.

Парк развлечений

Закреплять полученные навыки.
Создать условия для конструирования
моделей аттракционов (качелей,
каруселей, горок), объединенных общей
темой

2.6. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений
деятельности педагога. В основу совместной деятельности с семьями
положены
следующие
принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
₋
единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания
и обучения детей;
₋
помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов,
так
и
со
стороны
родителей;
максимальное использование воспитательного потенциала в
совместной работе с детьми;
₋
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности,
демократичности,
личной
заинтересованности. Формы
и
виды
взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических
изделий, мастер-классы, развлечения, подготовка фото-видеоотчетов
создания приборов, моделей в как в детском саду, так и дома, оформление
буклетов, консультаций, обмен опытом семейного моделирования через
интернет ресурсы. Привлечение родителей к совместному конструктивномодельному творчеству повышает мотивацию и интерес детей.

24

III. Организационный раздел
3.1. Материально-технические оснащение:

Программное обеспечение программы включает в себя виды конструкторов
LEGO, как инструмента для обучения детей конструированию и
моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель.

Техническая оснащенность:
- ноутбук;
- демонстрационная магнитная доска.
- колонка
Дидактические материалы:
- схемы построек;
- модели;
- технологические таблицы;
- альбомы с фотографиями объектов архитектуры;
- альбомы с фотографиями построек;
- картотека игр;
- цветные иллюстрации, картинки;
- фотографии;
- образцы;
- мелкие игрушки для обыгрывания построек.

25

Мониторинг освоения детьми программного материала
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей
программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки
информации о результатах деятельности:
воспитание и образование дошкольников в соответствии с
дополнительной общеразвивающей программой;
методическое обеспечение дополнительного образовательного
процесса;
материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе:
входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного
образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы,
с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и
определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по
совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический
инструментарий
Е.В.
Фешиной
из
методического
пособия
«ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и
соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит
показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии
становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти
два показателя отражают состояние нормы развития и освоения
дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей
специальной диагностической работы по высокоформализованным
методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка
(ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности),
возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление
(воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить
ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не
проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу года интерпретируются следующим
образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном
освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда»,
следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по
данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и
следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации
дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко»,
процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий
проведение комплексного психологического диагностического обследования.
26

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение
за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, моделей),
несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения
дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

27

Диагностическая карта для детей 4-5 лет
Методика Е.В.Фешиной
Ф.И. ребенка

Называет
Умеет
детали, форму скреплять
детали
конструктор
а «Дупло»

Строит
Строит по Строит
элементарные образцу
схеме
постройки по
творческому
замыслу

н.г

н.г

к.г.

н.г

к.г.

к.г.

28

н.г

к.г. н.г

по Называет
детали,
изображенны
е на карточке

к.г.

н.г

к.г.

Умение
рассказать
постройке

н.г

к.г.

Уровень
о усвоения
програм
мы

н.г к.г.

Диагностическая карта для детей 5-6 лет
Методика Е.В.Фешиной
Ф.И. ребенка

Называет
детали
конструкто
ров

Работает по Строит
схемам
сложные
постройки

Строит по Строит
Строит по Строит по Умение
Уровень
творческом подгруппам образцу
инструкции рассказать
усвоения
у замыслу
и
о постройке программы

н.г

н.г

н.г

к.г.

к.г.

н.г

к.г.

к.г.

29

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

Диагностическая карта для детей 6-7 лет
Методика Е.В.Фешиной
Ф.И. ребенка

Называет
все детали
конструкт
оров

Строит
более
сложные
постройки

Строит по Строит по Строит по Работает в Используе
образцу
инструкци творческо команде
т
и педагога му
предметызамыслу
заместител
и

Работа над Уровень
проектами усвоения
программ
ы

н.г

н.г

н.г

н.г

к.г.

к.г.

к.г.

н.г

к.г.

30

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

к.г.

н.г

к.г.

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2020.
2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
3. Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду»», М., МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016г.-80с.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.
5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
6. 6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».