ДОП Хореография

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 345
ИНН/КПП 6670425384/6670001001 620075 г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 91 а
тел./факс 8(343) 350-29-99, e-mail: mdou345@eduekb.ru, http://345.tvoysadik.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХОРЕОГРАФИЯ»
Возраст обучающихся: 2 - 7 лет
Срок реализации 5 лет

Автор составитель:
Клюкина Наталья Петровна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2022

Содержание программы:

I

Целевой раздел

2

1.1.

Пояснительная записка

2

1.1.1. Цели и задачи реализации программы дополнительного

4

образования «Хореография»
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

5

1.1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей

6

развития детей дошкольного возраста
1.2.

Планируемые результаты

8

Целевые ориентиры освоения детьми программы

9

дополнительного образования
II

Содержательный раздел

13

2.1.

Характеристика содержания программы

13

2.2.

Организация и содержание деятельности дополнительной

16

общеразвивающей программы «Хореография»
2.3.

Рабочая программа

29

2.4

Взаимодействие с семьей

32

III

Организационный раздел

34

3.1.

Организационно-педагогические условия реализации

34

программы
3.2.

Календарный учебный график

35

3.3.

Мониторинг хореографических способностей

36

3.4

Информационно-методическое обеспечение программы

39

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Хореография – это искусство синтетическое. Оно позволяет решать
задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом,
психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое
искусство,

обладает

огромными

возможностями

для

полноценного

эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного
и

физического

развития.

Танец,

является

богатейшим

источником

эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я»
как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает
в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.
Танец назвать ритмической поэмой. Слово «танец» вызывает в нашем
сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного.
Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память

и

трудолюбие,

прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всестороннегармоничной личности дошкольника.
Необходимость разработки дополнительной образовательной рабочей
программы «Хореография» для детей 2 -7 направленность образовательных
услуг, полученных в результате анкетирования родителей и отсутствием
концепции и системности в обучении детей дошкольного возраста основам
танцевального искусства.
Настоящая программа разработана на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании» ФЗ-273;
- Федерального закона ФЗ-99;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г.
№1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
3

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014г. №08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
₋

Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).
₋ Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
- Устава МАДОУ «Детский сад №345 Кировского района г. Екатеринбурга;
- Примерной

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.;
-

Основа

образования

Образовательной

строится

на

программы

Программе

«Развитие

дополнительного
личности

ребенка

средствами хореографии. Театр Танца», автор Усова О.В.
Структура программа представлена 4 тематическими блоками,
каждый из которых состоит из психофизиологического обоснования,
учебно-тематического плана, содержания образования, планируемого
результата.
Содержательный

блок

информационно

насыщен

и

дает

возможность показать наполнение каждого занятия с детьми интересным
материалом, методику разучивания сложных для восприятия детей
двигательных и музыкальных умений и навыков в игровой, доступной
для них форме.

4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы дополнительного
образования «Хореография»
• Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих способностей
детей.
• Образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать
восприятие музыкальных образов и способности выражать их в движении,
основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и
развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу
двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к
взрослению».
• Развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребенка
(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его
эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной
стороны общения у ребенка с ОВЗ (невербальными средствами коммуникации).
Развитие креативности в музыкально-танцевальной деятельности детей
средствами искусства.
• Воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую
культуру ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном
учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление
всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить
интерес

и

любознательность

детей,

развить

художественный

вкус.

Ознакомить ребенка с этикетом танца.
Задачи:
1. Создать условия для развития музыкальных и творческих
способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений
развития выразительных движений.
2. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие
слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
3. Создать условия для развития индивидуальных музыкальных
способностей, потенциально одарённых детей.
5

4. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого
использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
5. Развивать творческие способности детей и навыки владения
«мышлением тела» (моторной памяти).
6. Повысить двигательную активность и движенческую культуру
ребенка (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление
всех групп мышц, совершенствование координации движений).
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данной программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Основные принципы, заложенные в данную программу:
- сочетание коллективного и индивидуального творчества. Танец как способ
«проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения жизни;
-

единство чувственного и рационального. Музыка даёт «команды»

движению, движение – отображает характер музыки;
-

целостность восприятия образа;
принцип

постепенного

и

последовательного

повышения

нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в
процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим «отдых».
Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие
результаты;
-систематичность.

Все

занятия

происходят

регулярно.

Повышение

возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые
углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в
организме.
- вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки,
разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование
необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но
6

и психологическое состояние человека.
-

наглядность. Это

показ руководителем определенных упражнений и

использование различных шапочек и спортивного инвентаря.
- доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного
к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
- закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных занятиях и
в домашних условиях.
- индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.
Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах
роста и развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит
педагогу двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от
«ребенка к взрослению».
Согласно

этим

принципам

выбрана

и

форма

подачи

содержательного материала –театрализация танца как синтеза искусств.
Система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и
психофизиологических

особенностей

личностно-ориентированный

подход

каждого
в

ребенка;

обучении

соблюдается

хореографии;

танец

рассматривается как способ развития основных познавательных процессов
личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Программа представляет достаточные возможности для творчества
педагога дополнительного образования. Большой информационный блок для
педагога дает возможность наполнить каждое занятие с детьми интересными
теоретическим и практическим материалом, методикой разучивания сложных
для восприятия детей двигательных и музыкальных навыков.
1.1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей дошкольного возраста
В дошкольном

возрасте

внимание

детей

ещё

неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они
нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов
7

необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической деятельности:
использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику.
Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Особое место в
программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который
выполняется ежегодно в связи с современными требованиями. При этом он
отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и
обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая
моторную реакцию, а также удобен для двигательных упражнений. Занятия
хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы,
выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность,
научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо
для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость,
скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не
только

для

занятия

танцем,

но

и

для

здоровья

в

целом. Хореография не только даёт выход повышенной двигательной эн
ергии

ребёнка,

но и способствует развитию у

него

многих

Красивые движения, усвоенные на занятии,

полезных

ребёнок

с

качеств.

радостью

и

интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для
маленького человека и его родных доставляют его

показательные

выступления на праздничном концерте и на открытых занятиях.
В процессе работы над движениями под музыку, формируется
художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким
образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию
гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные
импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и
удовольствие

от

движения.

Дети

чрезвычайно

музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

8

чувствительны

к

1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация

Программы

предполагает

оценку

индивидуального

развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая
диагностика проводится в ходе специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития (развития двигательных навыков и сформированности
танцевальных движений), позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты

педагогической

диагностики

могут

использоваться

исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации обучения (в том числе поддержки ребенка, построения
его

образовательной

траектории

или

профессиональной

коррекции

особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Диагностика детского развития проводится два раза в год: до начала
реализации Программы для определённой возрастной группы и после её
окончания.

В

диагностические

ходе

образовательной

игровые

ситуации,

деятельности
чтобы

динамику детей и скорректировать свои действия.

9

оценить

педагог

создаёт

индивидуальную

Целевые ориентиры освоения детьми общеразвивающей программы
дополнительного образования «Хореография»:
Для детей 2-3 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Правила исполнения движений по одному.
• Тему контрастов в музыке и движении.
• Простейшую терминологию «Азбука танца».
Умения
• Откликаться на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические
рисунки.
• Реагировать на музыкальное вступление (раздел «Этикет танца»).
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы раздела «Язык танца»:
простой шаг, прямой галоп, полуприседания.
• Владеть бубном, погремушкой.
• Ориентироваться в пространстве на основе линейных рисунков.
• Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички, зайчика,
котенка, мишки, мышки…)
Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу ( с помощью взрослого –
по показу.
Для детей 3-4 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Правила исполнения движений в паре.
• Тему контрастов в музыке и движении.
• Простейшую терминологию «Азбука танца».
• Правила поведения в танцевальном зале.
Умения
• Откликаться на

динамические оттенки в

ритмические рисунки.
10

музыке

и простейшие

• Реагировать на музыкальное вступление (раздел «Этикет танца»).
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы раздела «Язык
танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания,
повороты.
• Свободно владеть платочком, фонариком, погремушкой.
• Давать характеристику музыкальному произведению
• Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных
рисунков.
• Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички,
зайчика, лошадки кошки, котенка, мишки, мышки…)
• Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу ( с помощью
взрослого – по показу).
Для детей 4-5 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Динамические оттенки в музыке.
• Несколько исходных положений для исполнения движений в паре .
• Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном
характерах, при приветствии педагога).
• Правила исполнения движений в паре.
Умения:
• Откликаться

на

ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в

поклонах, хлопках, притопах).
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в
свободных композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе.
• Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар.
11

Для детей 5-6 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Динамические оттенки в музыке.
• Несколько

исходных

положений

для

исполнения движений в

паре (положение при исполнении народного и бального танца).
• Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном
характерах, при приветствии педагога).
• Правила исполнения движений в паре.
• Большой запас танцевальных движений.
• Варианты

исполнения

танцев

при

разучивании

и

в

композиционном построении.
• 8-10программных

танцев,

предлагаемых

по модулю

(на

усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей).
• 5-6 индивидуальных танцев.
Умения:
• Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах)
• Делать поклон

на

музыкальное

вступление,

в соответствии с

характером и темпом музыки.
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять
их в свободных композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе.
• Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар.
• Проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки.
• Владеть импровизацией.
• Показывать

достаточный

уровень

выразительности.
12

исполнительской

• В совершенстве владеть знаниями и умениями раздела «Этикет
танца».
Для детей 6-7 лет
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
• Азы партнёрских отношений.
• 6-9 программных танцев, предлагаемых по курсу (на усмотрение
педагога, ориентированного на возможности детей);
• Варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном
построении;
• историю возникновения танцев «Полонез», «Вальс», «Полька
• Достаточный запас танцевальных движений.
• индивидуальные танцы, используемые в театрализациях и итоговом
спектакле.
Умения:
• Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки.
• Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах).
• Показать достаточный уровень исполнительской выразительности.
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять
их в свободных композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе.
• Создавать посредством мимики, пластики, жеста характера и образов
героев спектакля.
• Воспринимать

музыкально-танцевальный

материал

по

словесному

описанию.
• Сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (как
взрослого, так и ровесника).
• Радоваться успеху другого.
13

• Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика содержания образования
Используя программный материал, включающий в себя упражнения,
игры, программные и индивидуальные танцы, литературное приложение,
педагог может конструировать различные формы работы с детьми (занятия,
программы утренников и развлечений, спектаклей).
Благодаря разнообразной тематике, степени сложности предложенный
программой материал позволяет двигаться педагогу по направлению «от
ребенка – к взрослому». Широкий спектр репертуара дает возможность
подобрать

репертуар,

соответствующий

возможностям,

способностям,

настроениям и характеру каждого ребенка.
Основу для раскрытия образа танца составляют доступные, простые (но
не примитивные) движения, исполняемые детьми с высоким уровнем
культуры. Следует помнить, что творчество – это не хаос, а создание
необычного продукта в рамках правил. Однако, выработка специальных
умений и навыков у детей не цель программы, а

является

лишь

необходимым средством для раскрытия образа танца.
Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только
двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления
музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Ребенок создает
индивидуальный образ, а не индивидуальный танец. Именно этот опыт и
умения помогут ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться не только в
других видах художественно – творческой деятельности, но и научит
соблюдать «рамки правил» в любых видах деятельности (игровой, учебной).
Поэтому мы рассматриваем «Театр Танца» как своеобразный тренинг
эмоционально – волевой и коммуникативных сфер и произвольности
поведения у ребенка.
По содержанию программа представлена 3 модулями:
14

Подготовительный уровень: модуль «Игра - начало театра»,
который предполагает обучение детей 2-4х лет. Рассчитан на год. Занятие
2 раза в неделю по 15 минут.
Направленность модуля - подготовка ребенка к овладению навыком
«мышления телом».
Первый уровень: модуль «Искусство танца» рассчитан на два года
для детей 4-5 и 5-6 лет. Занятие 2 раза в неделю по 20 минут.
Направленность модуля - расширение лексики движений ребенка,
развитие двигательной памяти.
Второй (заключительный) уровень: модуль «Театр Танца» для
детей 6-7 лет. Занятие 2 раза в неделю по 25/30 минут
Направленность модуля - непосредственное создание с детьми
танцевальных миниатюр и спектаклей.
Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с
задачей

развития

творческих

способностей.

Музыкальное

движение

рассматривается в широком и узком значении. Музыкальное движение в
широком значении объединяет все виды движения, связанного с музыкой:
основные движения (к ним относятся все виды ходьбы, бега, прыжков), танец,
музыкально-образные упражнения и этюды. Музыкальное движение в узком
значении – это специальный метод, в основе которого лежит индивидуальное
творческое

выражение

образа

музыкального

произведения

в

пантомимических естественных движениях тела.
Оставаясь в русле метода музыкального движения, много внимания
уделяется развитию основных движений: различных видов шага, бега и
прыжков. Специально проводится работа над развитием движения рук.
В этом разделе берутся упражнения на развитие мышечного чувства,
основанные на чередовании напряжения и расслабления тех или иных
мышечных групп (проводятся без музыки). Например, «Самолеты – птички».
Для развития чувства ритма, координацию движений регулярно используется
упражнения «Ритмическое эхо».
В разделе «Танцевальные движения» особое внимание уделяется их
15

выразительному языку: «Вот я какой!», «просьба», «подзадоривание»,
«разговор», общение между детьми в парном или хороводном танце делает
их движения выразительными. Танец оживает, лица детей меняются, они уже
не формально обращены друг к другу, а с выражением приязни, задора и т.п.
Система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и
психофизиологических

особенностей

личностно-центрированный

подход

каждого
в

ребенка;

обучении

соблюдается

хореографии;

танец

рассматривается как способ развития основных познавательных процессов
личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
На занятиях сочетаются все разделы: «танцевальная азбука» и
«язык танца», «психогимнастика» и «танцевальный этикет», частушки,
пальчиковые и музыкальные игры. Таким образом, на каждом занятии
сочетается материал из всех разделов программы.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением. Каждый год обеспечивается возвращение к пройденному
материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале, с
учетом возрастных особенностей детей.
Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой
конкретной группе детей, творчески решает вопросы, которые ставит перед
ним процесс обучения, учитывая при этом состав группы, физические данные,
основные способы восприятия и переработки информации и возможности
детей. Можно перенести изучение на следующий год или вовсе исключить из
программы те движения, прохождение которых окажется недоступным
данной группе детей в связи с ограниченностью их возможностей. С другой
стороны, в зависимости от необходимости, существует возможность
расширить тот или иной раздел программы.

16

2.2. Организация и содержание деятельности
дополнител
ьной общеразвивающей программы
«Хореография»
Модуль «Игра - начало театра» для детей 2-4 лет
Учет возрастных особенностей детей 2-4 лет:
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных знаний, быстро устает, лучше запоминает то, что эмоционально
окрашено

и

основательного

интересно.
и

У

активного

ребенка

формируется

знакомства

с

потребность

окружающим

миром.

более
Опыт

музыкально - ритмической деятельности минимальный, но все же позволяет детям
проявить себя и свои действия. Они уже знают, что можно слушать музыку, петь
песню, танцевать танец, играть... Двигательный аппарат не сформировавшийся,
слабая мышечная сила, преобладают движения малой амплитуды. Основные
движения: ходьба, бег, подпрыгивание - имеют общий характер. Движения в
медленном характере исполняются с трудом.
Задачи модуля:
-

воспитывать положительные эмоции;

-

обогащать музыкально - ритмическую деятельность детей;

-

закладывать основы выразительного исполнения простейших цепочек

танцевальных движений;
-

развивать объем внимания и фантазии.
Очень важно и физиологически необходимо для ребенка дать тему

контрастов в музыке и движении (тихо - громко, весело - грустно, медленно быстро), развить и подготовить все группы мышц ребенка к занятию хореографией.
Основные средства развития детей:
Для работы с детьми этого возраста очень подходят русские пестушные игры
и сказки, пальчиковые игры на мелкие движения кисти и крупные движения. Для
лучшего восприятия и запоминания ребенком материала и облегчения его
воспроизведения, все движения педагогом даются в образной интерпретации, а
17

занятия строится в соответствии с тематическим блоком.

Учет возрастных особенностей детей 3-4 лет:
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных

знаний,

эмоционально
потребность

быстро

окрашено
более

и

устает,

лучше

интересно.

основательного

У

и

запоминает
ребенка

активного

то,

что

формируется
знакомства

с

окружающим миром. Опыт музыкально - ритмической деятельности
минимальный, но все же позволяет детям проявить себя и свои действия.
Они уже знают, что можно слушать музыку, петь песню, танцевать
танец, играть... Двигательный аппарат не сформировавшийся, слабая
мышечная сила, преобладают движения малой амплитуды. Основные
движения: ходьба, бег, подпрыгивание - имеют общий характер.
Движения в медленном характере исполняются с трудом.
Задачи модуля:
-

воспитывать положительные эмоции;

-

обогащать музыкально - ритмическую деятельность детей;

-

закладывать основы выразительного исполнения простейших

цепочектанцевальных движений;
-

развивать объем внимания и фантазии.
Очень важно и физиологически необходимо для ребенка дать тему

контрастов в музыке и движении (тихо - громко, весело - грустно,
медленно - быстро), развить и подготовить все группы мышц ребенка к
занятию хореографией.
Основные средства развития детей:
Для работы с детьми этого возраста очень подходят пестушные
игры и сказки, пальчиковые игры на мелкие движения кисти и крупные
движения.

Для

лучшего

восприятия

материала и облегчения

18

и

запоминания

ребенком

его воспроизведения,

все движения

педагогом

даются в образной

интерпретации, а занятия строится в соответствии с тематическим блоком.
Содержание модуля «Игра - начало театра» для детей 3-4 лет
Тематический блок: «Азбука танца»
1. Постановка корпуса: «Деревце» макушка тянется вверх.
Ходьба:
• простой шаг в разном темпе и характере. М.р. 2\4, 4 \4. (спокойный
-гуляем, четкий- маршируем, мягкий- как у лисички, кошечки);
• на носках;
• на пятках;
• со скошенной стопой (мишка идет по лесу).
2. Бег:
• мелкий, легкий: м.р. 2/4. Переступания на 1/8 каждого такта (листики
полетели, бегут мышата, рассыпались горошинки).
Ходьба и бег в сочетании:
• мягкий шаг и мелкий бег: м.р. 2/4. Музыкальное сопровождение
двухчастной формы, построенное на контрасте (мыши и кошка).
3. Прыжки:
• на двух ногах: м.р. 2/4 , темп умеренный. В конце года вариант с
продвижением вперед, назад, на месте (прыгают зайчики,

испугались

лисы, кенгуру в зоопарке).
Бег и прыжки в сочетании:
• по принципу контраста (в динамических оттенках: тихо- громко,
быстро -медленно, ритмических рисунках).
4. Притопы:
• удар одной ногой в пол всей ступней, по 1/4, 1/8 каждого такта («По
дорожке, по дорожке»).
Упражнения для кистей, пальцев и рук:
• Руки: поднимаем (вперед, в стороны, вверх одну или две), затем
19

опускаем. Вытягиваем (вперед, в стороны, вверх), затем опускаем.
Упражнения на мышечные ощущения: («Растягиваем резинку», затем
резко сводим руки вместе, гладим водичку);
• Кисти:

«звенят

колокольчики»,

«стряхиваем

водичку»,

«обмахиваемся», «до свидания»;
• Пальцы: «сжимаем» кулачок, «выбрасываем» пальцы. Например: Когти
у кошки, мягкие лапки (пальчиковые игры).
5. Взмахи руками: (крупные движения).
• «Качаемся на качелях»: С «пружинкой» в коленях, делаем хороший
взмах рук вверх, затем мягко опускаем их вниз, попеременное поднятие
одной и другой руки.
Упражнения на поднимание и опускание плеч:
• Характер мягкий, спокойный и веселый, резвый. «Незнайка пришел»,
«плечики вздыхают»: м.р. 2\4.
6. Упражнение для головы: наклоны вперед (птичка пьет водичку), наклоны
в сторону: (маленькие часики), м.р. 2/4 , на1/4 каждого такта.
7. Упражнение для корпуса: небольшие наклоны в сторону (неваляшки),
наклоны корпуса вперед (подъемный кран).
Тематический блок: «Язык танца»
1. Танцевальные элементы:
• топающий шаг - по 1/4 каждого такта (в продвижении вперед, в
повороте вокруг себя на 360 градусов);
• высокий шаг - по 1\4 каждого такта (цирковые лошадки, много снега);
• прямой галоп - на 1\4 каждого такта (лошадки скачут);
• выставление ноги на носок (1/4 каждого такта ногу выставить на
носок, на 1/4 подставить к опорной ноге);
• выставление ноги на каблук (игровой прием: «Ножка здесь – ножки
нет»);
• Положение рук: «фонарики», «полочка», «погрозили».
• Хлопки:
20

• ладонь о ладонь: звонко - мягко, весело - тихо;
• «скользящие» хлопки.
• Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, удары по плечам, удары по
коленям двумя руками, попеременные удары.
2. Упражнения с атрибутами:
• платочек: поднимаем медленно, стряхиваем платочек, стираем
платочек, зовем платочком, выжимаем платочек, машем платочком;
• ленточки: медленно и плавно поднимаем ленточки вверх, двумя
руками, поочередно, скрещивая перед собой внизу, бег, держа ленточки
перед собой;
• погремушки, встряхиваем погремушку на 1/4 каждого такта, ударяем
погремушкой о свободную ладонь, прячем погремушку за спину, те же
движения с двумя погремушками (по одной в каждой руке);
• султанчики: несем султанчики перед собой, держим их вертикально,
машем султанчиками перед собой, прячем за спину, ударяем султанчиком о
султанчик над головой
3. Ориентация в пространстве: разучивание перестроений в следующих
рисунках: круг, линия, врассыпную, стайка.
Тематический блок: «Игра-начало театра»
1. Слушание музыки: музыкальные загадки, сказки (работа над образами их
героев), частушки.
2. Этюды: образно ритмические, танцевальные, игровые. Сочиняются на
основе навыков и умений
Музыкальное оформление - небольшие законченные произведения: м.р.2/4,
3/4 (8-16-32 такта), м.р. 4/4 8-16 тактов.
Тематический блок: «Этикет танца»
Разучивание поклона для мальчиков и девочек.
Приглашение к танцу: девочки держат руки во время танца за юбочку,
мальчики на поясе. Мальчик подходит к девочке, делает поклон головой.
Девочка отвечает поклоном с « пружинкой». Партнер берет девочку за левую
21

руку правой рукой. Девочки во время танца движутся по наружному кругу,
мальчики по внутреннему. При положении пары лицом друг к другу: девочки
стоят лицом в круг, мальчики спиной в круг.
Репертуар
Программные танцы: «Пальчики-ручки», «Согревалочка», «Заинька»,
«Гуляем и пляшем», «Сидят гуси на пруду», «Помирились», «Стирка», «Танец
с куклами и мишками», «Танец с платочками», «Сапожки», «Утята», «Ай да
я!».
Индивидуальные танцы: «Огоньки», «Мороженки», «Снежинки»,
«Снегирьки», «Горошины», «Подсолнушки».
Модуль «Искусство танца» для детей 4-6 лет
Пояснительная записка
Модуль «Искусство танца» рассчитан на два года для детей 4-6 лет и
позволяет педагогу расширить

рамки

задач

с учетом

возрастных

особенностей детей:
Движения детей приобретают более очерченный характер, дети лучше
координируют,

способны

соединить

движения

в

определенный

последовательный ряд. Откликаются на разнохарактерные образы в музыке и
движении, хорошо чувствуют смену темпа, настроения, но передача
ритмического рисунка еще вызывает затруднение.
На первом году обучения поданному модулю ставятся следующие
задачи:
1. Развитие стремления к согласованному исполнению упражнения и
танцевальных элементов друг с другом и в паре, при коллективном
исполнении.
2. Самостоятельно и выразительно исполнять предлагаемый репертуар.
В содержание занятий вводится «партерная» гимнастика для укрепления
всех групп мышц.
Содержание занятий по модулю: «Искусство танца» для детей 4-6 лет
22

Пояснительная записка:
На этом уровне стоят следующие задачи:
• формировать и развивать навык общения в паре;
 добиваться
использование

целостности
опыта

в

исполнительстве,

музыкально-двигательной

самостоятельное
деятельности

в

импровизациях;
 создавать условия для выражения детьми своего отношения к музыке,
движению, партнеру по танцу;
 принципы полового обучения и воспитания определяют характер и
содержание занятий (мускулинность – для мальчиков и феминность – для
девочек). Очень важно подчеркивать во время занятий, что партнер бережно
относится к партнерше, что танец – это взаимодействие мальчика и девочки,
отражение характера взаимоотношений. Музыка и движение неразделимы:
музыка «дает команды» движению, а движение раскрывает музыку;
 воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а также
через потребность ребенка включаться в движение всем двигательным
аппаратом.
Тематический блок: «Азбука танца»
1. Ходьба:
• Различные виды шагов: со сменой темпа, сменой характера, сменой
направления движений, в сочетании с другими движениями на м.р. 2/4 , 3/4,
4/4.
Шаги в следующих рисунках танца: по кругу, колонкой, «змейкой»,
«звездочкой», по одному (врассыпную), в паре.
Бег: легкий (на месте, с продвижениями), поднимая колено высоко вперед, с
захлёстом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед.
2. Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и
стопами, на 1/4 такта, с выбрасыванием ноги вперед, с выбрасыванием ноги в
сторону, с выбрасыванием ноги назад.
23

Варианты: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на
две, в повороте на 90 градусов, с движением головы и рук.
3. Поскоки: вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной ноге.
Характер исполнения: коротко, легко, со слегка при согнутым
коленом.
4. Галоп: прямой, боковой.
Выделить разницу исполнения. В прямом галопе двигаемся двумя
плечами вперед, а в боковом не разворачиваем плечи вперед - двигаемся
одним боком.
Варианты исполнения: соло, в паре, в сочетании с хлопками, наклонами и
поворотами головы, различными положениями рук.
5. Упражнения для рук, кистей, пальцев: являются частью разминки,
включаются в танцевальные элементы, включаются в танцевальные
комбинации, этюды и игры.
6. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Вводится в модуль «Искусство танца» (для развития у ребенка умений
и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу
контраста - напряжение- расслабление.
• Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась,
кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения
выстраиваются от простого к сложному.
• упражнения для стоп, колен, корпуса
• сидя на полу
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
6. Упражнения

для

туловища:

элемент разминки.
Тематический блок: «Язык танца»
1.

Танцевальные элементы:
Простой танцевальный шаг с ударом ноги в пол.
Приставной шаг с последующим приседанием
24

включаются как

В направлениях: вперед, в сторону, назад.
Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статичном
положении рук - на поясе. "Веревочка» вперед. «Ковырялочка» перед собой, в
сторону.
По мере усвоения, к движению ног прибавляется движения корпуса
(наклоны, повороты) головы и рук.
Хлопки: в паре - варианты хлопков по ладоням партнера.
2. Партерная гимнастика: различные движения для рук, корпуса, ног
исполняются не только по одному, но и в паре.
3. Ориентация

в

композиционного

пространстве
рисунка:

круги,

использовать
линии,

все

разнообразие

«звездочки»,

«плетень»,

«корзиночку», «воротца», «змейку», «улитку».
Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать
способность

разводить

любой

рисунок

самостоятельно,

под

разнохарактерную музыку.
Тематический блок: «Игра - начало театра»
1. Слушание музыки и импровизации:
• прослушивание

музыки

является

основой

для

создания

пластического, ритмического, танцевального образа.
• самостоятельное решение художественной задачи
• сочетать слушание музыки с настроением детей, выраженного в
рисунках (тесное соприкосновение с программой по ИЗО), устным рассказом,
стихотворной формой.
2.Этюды
Законченные композиции: массовые, парные, сольные, парно массовые, создание образа, заложенного в музыке, развитие внимания и
фантазии, раскрытие индивидуальных особенности на основе народных
танцев и современных ритмов.
Музыкальное

сопровождение:

наряду

с

аккомпанементом

фортепиано, вводится фонограмма и танцевальные номера под нее.
25

под

Тематический блок: «Этикет танца»
К ранее проученным положениям в паре ("лодочка») разучиваются
следующие положения:
• партнер

держит

партнершу

за

руку,

с

опущенной

рукой, с

высокоподнятой, вытянутой рукой;
• партнерша стоит справа от партнера, левая рука у нее на правом плече
у партнера, правая рука - за юбочку. Партнер держит партнершу правой
рукой за талию, левая рука у него на поясе.
Репертуар
Программные танцы: «Менуэт», «Семь нот», «Полька-тройка»,
«Полька

«До

свидания!»,

«Ковбои»,

«Осенний

сон»,

«Полька-приглашение», «Резвые лошадки», «Веселая минутка», «Полянка»,
«Упала шляпа», «Разноцветная игра».
Индивидуальные танцы: «Мышиный рок-н- ролл», «Миллион алых
роз», «Танец Снеговиков», «Танец мушкетеров», «Журавушка», «Танец
Северного Сияния», «Полька Серпантинок», «Танец Красных Шапочек»,
«Мухоморы -пареньки», «Вальс бабочек», «Танец сапожников», «Танец
Муравьишек», «Танец с балалайками», «Осенняя рапсодия», «Танец Гномов»,
«Танец чертиков», «Танец помидорчиков».
Модуль «Театр Танца» для детей 6 -7 лет
Данный модуль обучения рассчитан на детей подготовительной к школе
группе и является заключительным уровнем программы дополнительного
образования «Хореография».
По данному модулю ставятся следующие задачи:
• самостоятельно исполнять законченные танцевальные композиции;
• демонстрировать способность исполнять танец, движение образно,
выразительно, в соответствии с темпом, характером и стилем музыкального
произведения;
• самостоятельно

импровизировать
26

под

предлагаемую

музыку,

принимать участие в создании хореографических миниатюр и театрализации,
а также заключительного спектакля.
Содержание занятий по модулю «Театр Танца» для детей 6 – 7 лет
Тематический блок« Азбука танца»
1.

Ходьба (различные виды): шаги с одновременной работой рук, шаги с

работой корпуса, шаги с работой головы, в различных композиционных
рисунках

и

перестроениях.

Естественность

в

исполнении,

яркая

выразительность.
2.

Бег: бег с захлестом голени назад, выбросом ног вперед, легкий бег на

полупальцах, бег с высоко поднятым коленом, бег, исполняющийся с
ускорением, бег с замедлением, бег с остановками.
В сочетании: с ходьбой, с активным введением движений рук и головы,
с прыжковыми движениями.
3.

Галоп.
Исполняется: по кругу, по прямой линии, вокруг себя, по одному,

парой, в продвижении в различных вариантах рисунков танца.
В сочетании: с притопами, хлопками, различными положениями и
движениями рук.

Возможны

выполнения

галопа

без

смены

направления продвижения (через полуповорот).
4.

Прыжки: в различных ритмических вариациях, в различных темпах,

на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, с одновременными
движениями рук и головы, в исполнении по одному и в парах, с разной
амплитудой движения у мальчиков и девочек.
5.

Упражнения для рук.

Построены на контрасте малой амплитуды: резкие - мягкие, короткие
-длинные.
6.

Движения головы.
Активно вводятся практически во все танцевальные элементы, придают

законченность движениям и большую выразительность.

27

Тематический блок «Язык танца»
Танцевальные элементы: соединяются в небольшие комбинации –

1.

логические цепочки, совершенствуются ранее изученные и разучиваются
новые варианты.
• Повороты: поворот партнерши из положения в паре - руки крест
накрест, партнерши под рукой у партнера, повороты на шагах с продвижением
вперед, повороты на подскоках, переход партнерши на место партнера,
переход спинами друг к другу.
• Хлопки: с мальчиками разучиваются как элементы хлопушек.
• Предметы для танцев: веера, фонарики, шарфы, зонтики, шляпы и пр
Основные элементы танцев:
• «Полька »по 6 позиции (три шага - подскок), знакомство с вариантом
польки по третьей выворотной позиции ног.
• Элементы
«гармошка»,

русского

«моталочка»,

танца:

«ковырялочка»,

«тройной ход»

с

«веревочка»,

последующим ударом

стопы в пол, припадание (по невыворотной 6 позиции и выворотной 3позиции
ног).
• «Полонез» Шаг и простейшая композиция танца.
• «Вальс» вальсовая дорожка: тройной шаг с подъемом на полупальцы,
«балансе» по 6 и 3 позициям ног.
3. Ориентация в пространстве: продвижение в различных рисунках по
одному, продвижение в паре с построениями, перестроения (переходы) из
кругового рисунка в линейный и наоборот.
Добиваться объемности рисунка и его выразительности.
Тематический блок "Игра - начало театра"
1. Этюды
Законченные танцевальные композиции:
• сюжетно- ролевые, с развитием музыкальных образов
• состоящие из танцевальных элементов и основных движений народных
и бальных танцев.
28

2. Слушание музыки:
• рассказы о знаменитых композиторах, писавших музыкальные
произведения

на

танцевальные

ритмы,

(с

прослушиванием

лучших

классических вариантов).
• Импровизация на законченное музыкальное произведение.
• индивидуально
• импровизация в паре
• отдельно мальчики
• отдельно девочки
Итогом работы является создание тематических занятий, праздников,
театрализации, где дети используют не только полученные двигательные
навыки, но и демонстрируют способность исполнить движение, танец
образно, выразительно, в соответствии как с темпом, характером, так и
стилем музыкального и танцевального произведения.
Музыкальное сопровождение: разучивание танца под аккомпанемент,
исполнение в спектаклях и театрализациях под фонограмму.
Тематический блок «Этикет танца»
1. История танцев: «Полонез», «Вальс», «Мазурка», «Полька»
2. Прочное закрепление навыков общения в паре партнера и партнерши,
умение общаться в паре, в ансамбле, индивидуальность исполнения
каждого номера.
3. Изучение блока «Этикет на балу»
4. Правила поведения в танцевальном зале.
Репертуар
Программные танцы:
• «Полька- хлопушка»
• «Топ-топ»
• «Девочки и мальчики»
•

«Немецкая полька»

• «Казачок»
29

• «Полонез»
• «Вальс- фантазия»
• «Аннушка»
•

«Веселый дождик»

• «Новогодний экспресс»
• «Буратино»
Индивидуальные танцы:
• «Улетай, туча!»
• «Танец с веерами»
• «Испанский танец»
• «Арабский танец»
• «Танец Мистера Икс»
• «Зимушка»
• «Дымковская кадриль»
• «Солнечная фиеста»
• «Танец Жемчужинок»
• «Коробейники»
•

«Танец цыплят»

• «Колыбельная Светланы»
• «Танец Светлячков»
•

«Танец Синих птиц»

•

«Нотный степ»

• «Ритмы Самба»
• «Коротышки»
•

«Вальс звездочек»

• «Метелица»
• «Зимушка»
• «Марш семи богатырей»
• «Танец конфетти»
•

«Листопад»
30

2.3. Рабочая программа
Учебно-тематический план
по модулю «Игра-начало театра» для детей 2– 4 лет

Тематический
блок
«Азбука танца»

Тема
Постановка корпуса. Ходьба
Бег. Ходьба и бег в сочетании
Прыжки. Бег и прыжки в сочетании
Притопы. Упражнения для кистей, пальцев и рук

«Язык танца»

«Этикет танца»
«Игра-начало
театра»
«Репертуар»

Взмахи руками. Упражнения на поднимание и
опускание плеч
Упражнения для головы.
Упражнения для корпуса
Танцевальные элементы. Хлопки
Упражнения с атрибутами
Ориентация в пространстве
Поклон для мальчиков и девочек
Слушание музыки
Этюды
"Согревалочка"
"Заинька"
"Гуляем и пляшем"
"Сидят гуси на пруду"
«Танец с куклами и мишками»
"Танец с платочками"
"Сапожки"
"Ай, да я!"

31

Учебно - тематический план
по модулю «Искусство танца»
для детей 4-5 лет
Тематический блок
«Азбука танца»

«Язык танца»

«Этикет танца»
«Игра-начало театра»

Репертуар

Тема
Постановка корпуса. Ходьба
Бег. Прыжки
Подскоки. Притопы
Упражнения для головы
Упражнения для плеч
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Танцевальные движения
Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
Поклон
Работа над мимикой лица
Этюды
Слушание музыки
"Лявониха"
"Полька- шутка
"Пляска парами"
"Топотушки"
"Танец кукол"
"Пляска с султанчиками"
" Куклы-неваляшки"
"Кузнечик"

32

Учебно-тематический план
по модулю «Искусство танца» для детей 5-6 лет
Тематический блок

Тема

«Азбука танца»

Ходьба. Бег
Прыжки
Проскоки
Галоп
Упражнения для кистей, пальцев и рук
Партерная гимнастика
Упражнения для туловища

«Язык танца»

Танцевальные элементы
Ориентация в пространстве
поклон
Слушание музыки и импровизация
Этюды
Программные танцы
Индивидуальные танцы

«Этикет танца»
«Игра-начало театра»
Репертуар

Учебно-тематический план
по модулю «Театр танца»
для детей 6 – 7 лет
Раздел
«Азбука танца»

«Язык танца»

Тема

Кол-во часов

Ходьба

2

Бег
Галоп
Прыжки
Упражнения для рук
Движения головы
Танцевальные элементы
Упражнения с атрибутами
Ориентация в пространстве

1
1
2
2
2
4
4
2

33

«Этикет танца» История танцев
"Игра-начало
театра"
Репертуар

3

Слушание музыки
Этюды
Импровизация
Программные танцы

2
3
4
8

2.4 Взаимодействие с семьей
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи
между детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в
педагогическом процессе.
Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна.
Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для
ребенка и во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно
закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного
общения со своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе
формирования музыкальных способностей детей используются такие формы
взаимодействия:
 изучение запросов и возможностей родителей воспитанников
(анкетирование, опросы, беседы), обобщение полученной
информации;
 Педагогические

консультации,

беседы

по

вопросам

музыкального образования ребёнка в семье.
 Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и
приёмами музыкального образования детей.
 Круглые родительские столы.
 Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
 Создание творческих групп родителей по организации для детей
утренников, праздников, игр, развлечений.
34

 «Родительский

день»,

индивидуальные

родителей.
 Создание домашней фонотеки.

35

консультации

для

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы дополнительного образования
 Кадровые условия
В ДОУ созданы необходимые кадровые условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования « Хореография.
Музыкальный руководитель имеет необходимые навыки для преподавания
хореографии воспитанникам:
ФИО

Образование

Стаж

Повышение квалификации

Клюкина

Высшее,

49 лет

Наталья

Пермский ГПИ,

по программе «Развитие личности

Петровна

1981г.

ребенка средствами хореографии.

Курсы повышения квалификации

Театр танца для детей 3-6 лет»
МБОУ ВО «ЕАСИ» 72 часа, 2019г.
 Материально-техническое обеспечение
Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МАДОУ
расположенном на первом этаже здания. Для успешного осуществления
программы имеется следующее оборудование и атрибуты:
• Пианино – 1 шт.,
• Проектор – 1шт,
• музыкальный центр – 1шт.
• ширма театральная – 1 шт.
• театральные костюмы
• Атрибуты для сюжетно - ролевых танцев.
• Платочки цветные -24шт.
• Ленточки на кольцах, разных цветов -40шт.
• Погремушки -24шт.
• Султанчики -20шт.
36

• Флажки разноцветные-40шт.
• Осенние листочки на палочках 40шт.
• Султанчики «ветерки» 6шт.
• Ленты узкие 20шт.
• Колокольчики 12шт.
Форма для занятий:
Девочки: цветные футболки, цветные юбки, носочки, удобная для занятий
мягкая танцевальная обувь, волосы хорошо подобраны.
Мальчики: цветные футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки.
 Дидактические условия:
Дидактический

материал, используемый

в процессе организации

занятий:
литература

по хореографии,

ритмике, пластике,

танцу, видео

–

аудиозаписи.
3.2. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Хореография».
Содержание

Группа
раннего
возраста
2-3 года

Количество

1

2мл.гр.

3-4 года
1

Средня
я

Старша
я

Подгот.г
р.

гр.
4-5лет

гр.
5-6 лет

6-7 лет

1

1

1

37
недель

37
недель

37 недель

20
минут

25 минут

30 минут

возрастных групп
Продолжительность 37 недель 37 недель
учебного года
Продолжительность 10 минут

15 минут

занятий по ДОП
(вторая половина

37

дня)
Количество занятий

2

2

2

2

в неделю по ДОП
Сроки проведения

Согласно тематическому планированию

мониторинга
3.3. Мониторинг хореографических способностей
по методике Э.П. Костиной.
Дополнительное образование по хореографии осуществляется на
основе

примерной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Т.С.
Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
Рабочая программа по хореографии имеет художественно-эстетическую
направленность, разработана на основе программы «Театр танца» О. Усовой,
рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.
Для того чтобы обучение в условиях реализации образовательных
задач

области

«Художественно

развивающий

характер,

музыкально-ритмического

–

эстетическое

важно

развития

детей

развитие»

проводить
и

фиксировать

носило

диагностику
результаты

развития.
Мониторинг выполнен на основе показателей качества освоения
ребёнком музыкально ритмической деятельности по Э.П. Костиной. Основная
задача этой диагностики – выявить индивидуальные особенности развития
каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут
образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской
личности.
Диагностика

развития

в

условиях

музыкально-ритмической

деятельности проводится во всех возрастных группах, начиная с сентября (это
связано с выявлением исходного уровня развития ребенка). Результаты

38

диагностики, которая проводится с детьми в конце года (в мае), позволяют
судить об их продвижении в развитии.
Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во
время

занятий

наблюдается

выполнение

танцевальных

элементов,

музыкально-ритмических упражнений, манера и характер исполнения
движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и
определяется уровень способности каждого ребенка.
Основным механизмом оценки является фиксация показателей
развития воспитанника посредством наблюдения.
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы
индивидуальные занятия по хореографии.
Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты
оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкальноритмической деятельности:
1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических
движений
3. Наличие

творчества

в

исполнении

выразительности

фиксированных движений игр и плясок.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно
считать от 2,3 до 3баллов.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

39

Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности

ФИ ребенка

(по Э.П.Костиной)
I. Интерес и потребность к восприятию музыки
и движений.

II. Интерес и потребность к исполнению
музыкально-ритмических движений.

III. Наличие творчества в
исполнении фиксированных
движений игр и плясок.

Целостное
восприятие
деятельности:
восприятие
выразительности
, игрового
содержания,
понимание
сюжета игры или
композиции
танца

Выразительность
исполнения
музыкальноритмического
репертуара:
передача
характера,
сюжета игры,
композиции
танца

Творческая
импровизация
передачи игрового
образа

Восприятие
азбуки основных
видов движений
музыкально-рит
мической
деятельности:
основных,
сюжетнообразных и
танцевальных

Восприятие
ориентировки в
пространстве

Наличие
развитого
чувства
ансамбля

Самостоятельнос
ть
исполнения
упражнений,
танцев и др.

Творческая
импровизация
в свободной
пляске

3.4. Информационно-методическое обеспечение программы
1. Зарецкая Н «Танцы для детей младшего возраста» – М.: Айрис-дидактика,
2007
2. Зарецкая Н «Танцы для детей среднего возраста» – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Каплунова И., Новоскольцева И.,Алексеева И. «Топ, топ, каблучок» №1 С.П.
Композитор, 2016.
4. Каплунова И., Новоскольцева И.,Алексеева И. «Топ, топ, каблучок» №2 С.П.
Композитор, 2016.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок» С.П. Невская
нота, 2010
6. Дрожжина Е., Снежкова М. «Обучение дошкольников современным танцам»
М, Центр педагогического образования, 2014.
7. Суворова Т.И. « Танцевальная ритмика для детей.» Выпуск 2, 3, 4, 5, 6 –
СПб.: Музыкальная палитра, 2006.
8. Усова О. «Театр танца» 19 СД дисков по программе.
9. Усова О. Программа «Развитие личности ребенка. Хореография. «Театр
танца»
10. Фирилева Ж.Е, Рябчиков А. «Танцы и игры под музыку для детей
дошкольного возраста» М. Планета музыки, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».