ДОП Звукарики

Содержание
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1. Цели, задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы
коммуникативно-речевой
направленности
«Звукарики» для детей дошкольного возраста (3-5 лет)
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы
1.2.
Планируемые результаты
2.
Содержательный раздел
2.1.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы
коммуникативно-речевой
направленности
«Звукарики» для детей дошкольного возраста (3-5 лет)
2.2.
Этапы процесса обучения
2.3.
Организация и содержание деятельности по реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
коммуникативно-речевой направленности «Звукарики» для
детей дошкольного возраста (3-5 лет)
2.4.
Рабочая программа первого года обучения (3- 4 года)
2.5.
Рабочая программа второго года обучения (4 – 5 лет)
3.
Организационный раздел
3.1.
Материально-техническое обеспечение
3.2.
Методическое обеспечение
3.3.
Календарный учебный график
3.4.
Учебный план
3.5.
Расписание занятий
3.6.
Список литературы
Приложение к программе
Приложение 1. Диагностическая карта
Приложение 2. Методические рекомендации для проведения
мониторинга освоения программы

3
3
6

7
11
15
15

16
17

22
29
37
37
38
42
43
43
44
45
45
45

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В Концепции модернизации российской системы образования
определена важность и значение системы дополнительного образования
детей, которая способствует развитию склонностей, способностей и
интересов социального и профессионального самоопределения

детей и

молодежи.
Дополнительное образование детей -

целенаправленный процесс

воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной
услуги и информационно-образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах человека и государства.
Дополнительное образование расширяет возможности образовательного
стандарта и удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные
социокультурные и

образовательные

потребности

детей.

Интеграция

основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс
воспитания, развития и обучения, что является одной из наиболее значимых
проблем в современной педагогике.
 Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Звукарики» разработана с учетом:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки РФот 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г.
N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
 Санитарными

правилами

и

нормами
2

СанПин

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 января 2021 года №2).
 Санитарными

правилами

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха

и

оздоровления

постановлением

Главного

детей

и

молодежи»

государственного

(Утверждены

санитарного

врача

Российской от 28 сентября 2020 года №28).
 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
 Положение о платных образовательных услугах.
 Устав МАДОУ - детского сада № 345.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

коммуникативно-

речевой направленности «Звукарики» отвечает современным принципам
государственной политики – «свобода выбора получения образования
согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для
самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей,
включая предоставление права выбора форм получения образования, форм
обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность,
направленности

образования

в

пределах,

предоставленных

системой

образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в
выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».
Обучение и воспитание в МАДОУ № 345 ведется на русском языке.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
своевременного и правильного развития речи ребенка, так как это является
залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией
3

правильного

формирования

всей

психической

деятельности

ребенка,

важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития.
Уровень развития ребенка младшего дошкольного возраста определяет путь
его дальнейшего развития. Недостаток стимулирующего воздействия
взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым
последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится
вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по
стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение. Дети с
хорошей речью легко вступают в контакт со сверстниками, могут понятно
излагать свои мысли и желания. Нормальное речевое развитие позволяют
ребенку постепенно усваивать новые понятия, расширять свой запас знаний и
представлений об окружающем. Речь и язык выполняет психическую
функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и
организации

деятельности

ребенка,

самоорганизации

поведения,

в

формировании социальных связей.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве, в общем,
соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но в
дальнейшем дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно
переживают их. Они стесняются говорить, становятся застенчивыми,
раздражительными.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие
языковых способностей являются стержнем полноценного формирования
личности.
Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих
различными по характеру и степени тяжести речевыми расстройствами,
свидетельствуют

об

актуальности

разработки

новых

эффективных

направлений и методов оказания своевременной помощи в развитии речевых
умений и навыков у детей 3-5 лет.
4

1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы коммуникативно-речевой
направленности «Звукарики» для детей дошкольного возраста (3-5 лет).
Главная цель программы – создание благоприятных условий для
совершенствования

звукопроизношения,

развитие

фонематических

процессов, а также развитие лексико–грамматического строя речи и навыков
связной речи у детей 3-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих
основных задач для детей 3-5 лет:
Обучающие задачи:
 формировать учебную мотивацию, положительное отношение к
образовательной деятельности;
 формировать умения и навыки речевого высказывания;
 расширять и активизировать словарный запас детей.
 формировать точные звуко-буквенные связи в единстве оптикопространственных и акустико-артикуляторных свойств
 формировать навыки произвольной регуляции четкости дикции и
вариативного использования различных видов интонации в
собственной речи
Развивающие задачи:
 развивать

общие

речевые

способности

(артикуляционную

моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое
дыхание);

5

 развивать лексико-грамматические навыки в практике речевого
общения;
 развивать связную речь и коммуникативные навыки;
 развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное
внимание, слуховую память, зрительную память, логическое
мышление,

пространственную

ориентировку

в

системе

коррекционной работы;
 развивать мимическую мускулатуру лица;
Воспитательные задачи:
 воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и
терпение;
 формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
 воспитывать самостоятельность;
 воспитывать культуру речи;
 воспитывать культуру общения;
 прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему
миру.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы:
 принцип опережающего подхода, диктующий необходимость
раннего выявления детей с функциональными и органическими
отклонениями в речевом развитии;
 принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в
том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
 принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких задач в структуре одного
занятия;
6

 принцип сознательности и активности детей, означающий, что
педагог должен предусматривать в своей работе приёмы
активизации

познавательных

способностей

детей.

Перед

ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении
которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип
способствует более интенсивному психическому развитию
дошкольников
материала

и

и

предусматривает

успешное

применение

понимание
его

в

ребёнком

практической

деятельности в дальнейшем;
 принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учёт возрастных, физиологических особенностей. Действие этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых
заданий;
 принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным
заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся
навыков;
 принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и
широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с
целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных
образов детей.
Интеграция содержания образования
Социальнокоммуникативное
и познавательное развитие

Развитие
фонематического
слуха
и
формирование фонематического восприятия на
занятиях и в свободной деятельности
(различные дидактические, подвижные игры
для развития речи).
- Расширение и активизация словарного запаса
детей. Заучивание стихотворений. Развитие
монологической речи осуществляется при
составлении рассказов – описаний, рассказов
-

7

по картине и серии
знакомых сказок.

картин,

пересказов

- Развитие познавательных интересов детей в
ходе занятий, экскурсий, игр, а также в
свободной деятельности.
Художественноэстетическое
(музыкальный
руководитель)

- Выполнение упражнений:
развитие

для развития основных движений, мелких
мышц руки, активизации внимания,
воспитания чувства музыкального ритма,
ориентировки в пространстве, развития
«мышечного чувства», развитие слухового
восприятия, двигательной памяти;
-Пляски под пение, хороводы, игры с пением,
шумовые оркестры. Музыкально –
дидактические
игры,
способствующие
развитию фонематического слуха и внимания,
ритмические игры с заданиями на
ориентировку в пространстве, упражнения на
различение музыкальных звуков по высоте,
распевки, вокализы на автоматизацию тех
звуков, которые дети изучают на занятиях,
этюды на развитие
выразительности
драматизации.

мимики,

жестов,

Физическое
развитие - Выполнение общекорригирующих
(руководитель
по
физической культуре)
8

игры-

упражнений, направленных на
нормализацию мышечного тонуса,
упорядочение темпа движений,
синхронного взаимодействия между
движениями и речью, воспитание
быстроты реакции на словесные
инструкции и т. д.
-Использование упражнений для
развития общей и мелкой моторики,
координации движений, подвижных игр,
игр – инсценировок с речевым
сопровождением (рифмованные тексты).
Упражнения на формирование
правильного физиологического дыхания
и фонационного выдоха.

Приоритеты учителя-логопеда:
-

звукопроизношение;

Приоритеты воспитателей:
- моторный праксис;

- фонематические процессы;

- психологическая база речи;

- языковой анализ;

- обогащение и активизация словаря;

- психологическая база речи.

- развитие связной речи;
- лексико-грамматическое развитие.

9

1.2. Планируемые результаты.
К концу обучения по ДОП обучающийся 3-4 лет: (в зависимости от
уровня

речевого

развития,

артикуляционных

возможностей

и

индивидуальных особенностей ребёнка):
 Научиться выполнять артикуляционные упражнения: «лягушонок
(улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки», «разбуди
язычок», «печём блинчики», «блинчики», «иголочка», «качели»,
«чистим зубки», «футбол», «мостик», «катушка».
 Будет

уметь

выполнять

мимические

упражнения:

«удивиться»,

«рассердиться»,
«улыбнуться».
 Будет обучен осуществить правильный речевой выдох.
 Получит навыки различать на слух неречевые звуки и выделять
гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э] из ряда звуков.


Будет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 Получит навыки образовывать существительные с суффиксами
уменьшительно-ласкательного значения.
 Будет использовать и понимать значение предлогов: «на», «под», «в».
 Получит навыки образовывать множественное число существительных
Им. п.,
 Получит навыки согласовывать существительные с притяжательными
местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё».
 Получит навыки согласовывать существительные с числительными
«один», «два».
 образовывать глаголы м.р. и ж.р прошедшего времени.
 Получит навыки согласовывать существительные с прилагательными
ед. и мн. ч.
 Будет стремиться читать наизусть потешки, небольшие стихотворения.
10

 Будет отвечать на вопросы по содержанию сказки, стихотворения с
помощью простых предложений.
Обучающийся 4-5 лет (в зависимости от уровня речевого развития,
артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка):
 Научиться

выполнять

комплекс

артикуляционных

упражнений:

«лягушонок (улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки»,
«разбуди язычок», «печём блинчики», «блинчики», «иголочка»,
«качели», «чистим зубки», «футбол», «мостик», «катушка», «не разбей
чашечку», «чашечка», «карусель».
 Будет обучен произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое
дыхание.
 Получит навыки различать на слух гласные звуки: [А], [У], [О], [И],
[Ы], [Э], согласные звуки: [М], [Б], [П], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф],
[В], [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Л’] и их мягкие пары, выделять заданный
звук из ряда звуков, определять наличие звука в слогах, в словах,
называть первый звук в слове.
 Буден обучен делить слова простой слоговой структуры на слоги.
 Будет обучен понимать и использовать в речи термины «звук», «слог»,
«слово».
 Будет уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
 Получит навыки согласовывать слова в предложении в роде, числе,
падеже.
 Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные
с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
 Получит навыки образовывать и использовать в речи относительные,
качественные, притяжательные прилагательные.
 Получит навыки понимать и употреблять предлоги в речи «в», «на»,
«над», «под», «из», «за», «перед».
11

 Получит навыки согласовывать существительные с притяжательными
местоимениями

«мой»,

«моя»,

«мои»,

«моё»,

с

личными

местоимениями «он», «она», «оно», «они».
 Получит навыки согласовывать числительные от одного до пяти с
существительными.
 Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные
в Р.п ед. и мн. числа.
 Получит навыки образовывать и использовать в речи глаголы
настоящего, прошедшего времени и будущего времени.
 Будет обучен поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно
отвечать на них.


Будет обучен отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа,
стихотворения с помощью предложений. Читать наизусть загадки,
стихотворения
Мониторинг результатов освоения программы
С целью определения успешности усвоения данной образовательной

программы в начале и в конце года проводится использование следующих
методов отслеживания результативности:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ результатов выполнения заданий на занятиях;
 мониторинг.
Виды мониторинга: начальный (проводится в сентябре) и итоговый
(проводится в мае).
При проведении начального и итогового мониторинга детям
предлагаются задания, для определения речевого развития, результаты
фиксируются в таблице.
В зависимости от степени самостоятельности и качества выполнения
ребёнком заданий каждого раздела определена своя система оценки.
Объектами мониторинга являются знания, умения, навыки по
12

изучаемому предмету.
Диагностический
контроль
проводится
для
выявления
результативности образовательного процесса. Для этого используются
следующие формы:
- педагогическое наблюдение;
-анализ выполнения заданий
Мониторинг составлен на основе пособия «Тестовая диагностика:
обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми
нарушениями» Кабановой Т.В., Домниной О.В (Приложение 1)
Формой
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы является контрольное занятие, оценка
результативности выполнения упражнений.

13

2.Содержательный раздел
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Звукарики» для детей дошкольного возраста (3-5 лет).
Коммуникативно-речевая направленность программы раскрывается в
создании особых условий развития речевых умений и навыков, а также
профилактики

(предупреждения)

деятельности

дошкольников.

воспитательного,

нарушений

познавательно-речевой

Взаимодействие

профилактического

направлений

развивающего,
педагогической

деятельности в рамках данной программы интегрируют в себе как формы и
средства собственно педагогической работы по развитию речи, так и методы
логопедического воздействия.
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий
решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого
развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно
достигать развития связной речи детей.
Основным принципом данной программы является взаимосвязь
разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в
разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который
осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение
каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование
грамматического

строя,

словарная

работа,

развитие

связной

речи)

осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе
постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются
сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком
усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В
развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в
словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике
—

это

формирование

языковых

обобщений.

Последовательное

осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении
14

дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое,
но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки
для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому
целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые
задачи.
В основе занятия лежит лексическая тема, в рамках которой мы
решаем ряд образовательных задач (грамматических, лексических, задач по
формированию звуковой культуры слова и т.д )
2.2. Этапы процесса обучения
Весь процесс обучения грамоте делится на три периода:


подготовительный, задачей, которого, является подготовка детей к

занятиям чтением и письмом в букварный период;


букварный период - самый длительный и самый ответственный;



послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения

и письма.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста занимаются только в
рамках подготовительного

периода. Главная задача подготовительного

периода (добукварного) развитие фонематического слуха и правильного
произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму;
дети

знакомятся

с

некоторыми

техническими

и

гигиеническими

требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать
карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров,
штриховкой и др.
Данный период имеет важное

значение в формировании у детей

фонематического слуха, речедвигательных механизмов, а главное - во
включении в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов,
принимающих участие в речевом процессе. Ребенок должен не только
15

слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со
звуками, объединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Это новая, более высокая ступень аналитико-синтетической деятельности детей, опирающаяся на
имеющееся у них умственное развитие. Это умение дается не сразу, а
формируется постепенно.
2.3. Организация и содержание деятельности по реализации
дополнительной общеразвивающей программы коммуникативноречевой направленности «Звукарики» для детей дошкольного возраста
(3-5 лет).
Реализация

дополнительной

коммуникативно-речевой

общеразвивающей

направленности

«Звукарики»

программы

осуществляется

педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
данной дополнительной программы, без предъявления требований к стажу
работы, либо

высшее профессиональное образование или среднее

профессиональное образование и дополнительное

профессиональное

образование по направлению «Логопедия» без предъявления требований к
стажу работы.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

коммуникативно-

речевой направленности «Звукарики» предназначена для обучения детей 3 –
5 лет и рассчитана на два учебных года:
1 год обучения – 3 - 4 года;
2 год обучения – 4 – 5 лет.
Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий
являются возрастные особенности

детей,

время проведения занятий,

которые требуют точного распределения физической и эмоциональной
нагрузки

на

детей,

насыщенность

содержания,

чередование

видов

деятельности. Занятия по программе «Звукарики» проводятся во 2 половину
дня,

учитывается

продолжительность

непрерывной

образовательной деятельности, которая отвечает
16

непосредственно

требованиям

СанПиН

2.4.1.3049-13 (п.11.10). Длительность занятий на первом году обучения –
15минут, на втором – 20минут.
Основной формой работы

с детьми являются групповые

или

подгрупповые занятия. Занятия проводятся в группах 2 раза в неделю,
сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Предполагаемый

состав

групп

–

группы

одного

возраста,

определяющиеся возрастом детей: с 3 до 4, с 4 до 5лет.
Условия набора обучающихся: в группы принимаются все желающие.
Каждое занятие включает себя работу по:
• развитию общих речевых навыков;
• развитию слухового внимания и фонематического слуха;
• формированию лексико-грамматического строя речи;
• коррекции звуко-слоговой структуры слов;
• развитию общей и мелкой моторики.
В случаях, когда в группе находятся дети, с речевыми заключениями
ЗРР, ОНР I и II уровней, педагог совместно с их родителями обсуждает
целесообразность посещения занятий «Звукарики», особенности динамики
речевого развития детей и ориентирует родителей на получение основного
объёма помощи в системе специализированных ДОУ для детей с речевыми
нарушениями или медицинских учреждениях города. Это обусловлено
необходимостью преодоления

системных расстройств речевого развития у

детей в специальных условиях логопедической коррекции (в профильных
ДОУ или медицинских центрах восстановительного лечения детской
психиатрии).
Для реализации программы используется комплексный подход в
выборе эффективных методов и приёмов образовательной работы. В
зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их
заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса
используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода
или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.
17

Методы обучения, в основе которых лежит способ
организации занятия:
Словесные
Объяснение
нового
материала,
беседа,
инструктаж детей по
работе с различным
материалом.
В
структуре
одного
занятия может быть
использовано
несколько
словесных
методов: объяснение,
беседа,
инструктаж,
анализ артикуляторных
и
акустических
характеристик
звука,
звукового/слогового
состава слова.

Наглядные

Практические

Показ иллюстративного
и видео материалов,
показ
педагогом
приёмов исполнения.

Дидактические
игры
(игры
с наглядным
материалом и словесная
игра),
дидактические
упражнения
Использование
наглядного материала (ознакомление с новым,
закрепление
умений
активизирует
деятельность
разных или навыков)
анализаторов
Чаще
всего
носят
(слухового,
игровой характер.
зрительного,
Являются основными в
тактильного), это, в
свою
очередь, реализации
данной
способствует
более
прочному закреплению образовательной
новых условных связей
при
формировании программы.
артикуляции
звуков,
навыков звукового и
слогового анализа и
синтеза

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные

методы

обучения

(методы

основаны

на

воспроизведении речевого материала, готовых образцов: словарная работа,
работа по воспитанию ЗКР, при формировании грамматических навыков и
связной речи, перессказ, заучивание наизусть, дидактические игры.
Направлены на закрепление у детей представлений и практических умений,
18

посредством включения игровых заданий и упражнений (дыхательная
гимнастика, артикуляторная гимнастика, пальчиковая гимнастика).


продуктивные

методы

(предполагают

построение

детьми

собственных связных высказываний, используются при обучении связной
речи: обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста,
дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования,
творческие задания.


частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в

коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Основан на самостоятельной

деятельности ребенка, направленной на

переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в
соответствии с ними проблем, а также поиск путей решения этих проблем и
анализ результатов.).
Инновационные технологии:


Мнемотехника (приемы наглядного моделирования: пиктограммы,

мнемотаблицы)


Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в

работе по развитию связной речи детей (для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной
литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании
стихов).


Информационно – коммуникационные технологии – использование

компьютерных

игровых

комплексов,

при

которой

взаимоотношения

взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов
коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и
систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в
самостоятельной

жизнедеятельности

(компьютерные

презентации,

составленные в соответствии с требованиями реализуемой программы).
Занятия с использованием мультимедийного оборудования, что повышает
интерес детей к изучаемому материалу.
19



Технология ТРИЗ (технология обучения детей составлению

сравнений, загадок; обучение детей составлению творческих рассказов по
картине – реалистичного и фантастического характера).


Здоровьесберегающие технологии:



Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание

гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях, обеспечение
психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и
развития

ребёнка,

различные

виды

гимнастик

(артикуляционная,

дыхательная, пальчиковая, зрительная), Су-Джок терапия (ручной массаж
пальцев рук массажными мячиками, шариками, пружинками), физминутки.
Тип занятия:


комбинированное (комплексное, смешанное) – может включать в

себя несколько дидактических целей (усвоение новых знаний, повторение
пройденного материала, закрепление и развитие знаний умений и навыков);


практическое (закрепление знаний, умений и навыков; обобщение

и систематизация знаний)


теоретическое (занятия по сообщению нового материала) -

истолкование,

объяснение

знакомых

фактов,

накопление

новых

представлений, формирование новых навыков)


диагностическое.

Формы проведения занятий – игра (дидактические, артикуляционные,
дыхательные, пальчиковые игры и упражнения),
ситуации.

20

беседа, учебно-игровые

2.4.

Рабочая программа первого года обучения (3-4 года).

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся 3 – 4 года.
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе
игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам,
прыгает на одной ножке, а также может стоять в течение десяти минут на
одной ноге, он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить
ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в
пальцах. Ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и
в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с
окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают
развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и помощи
взрослым. Ребенок предусматривает умение обводить предметы и рисунки по
контурам, воспроизводить разнообразные формы, в том числе сложную
форму шестигранника, копировать крест. Понимает названия и определения
цветов: «Дай зеленый мяч». Способен слушать более длительные сказки и
рассказы. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенок
уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя
слова-определения. Понимает степени сравнений (самый большой, самый
близкий). Считает до пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в
которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и
требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов.
Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует
учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не
только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют
мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и
культуру общения. Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям
взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и
21

времени,

ознакомление

с

разнообразными

свойствами

предметов

и

явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и
практическому овладению языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки,
рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку,
замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на
художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок
делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь
активно используется как средство общения, обмена сведениями и
чувствами.
Младший
возрастающей

дошкольный
речевой

возраст

активностью.

характеризуется
Словарный

запас

чрезвычайно
младшего

дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья,
общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые
недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не
поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает
обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что
отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот
период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3—4 лет дети
особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского
языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные
материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И
действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их
наизусть.

Овладеть

звуковой

стороной

языка

означает

научиться

воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши
пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда
это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более
доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т’], отмечаются
и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими
(«зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении
22

многосложных

слов,

заменяют

или

пропускают

отдельные

звуки,

переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед,
«пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер,
«кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому
многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии
ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по
своей

инициативе,

высказывают

простейшие

суждения

о

явлениях,

предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие
индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо
владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы
и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека
от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая
структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают
взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо
и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда
из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы
взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и
понятными.

Активный

словарный

запас

детской

речи

становится

разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями
речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный
словарный

запас

дает

ребенку

возможность

свободно

общаться

с

окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе
сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче
содержания чужой речи, в рассказе об увиденном. Хороший словарный запас
способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми
и сложными, правильному их построению. В этом возрасте исчезают почти
все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к
23

речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о
совершенствовании речевого слуха у детей.
Учебно-тематический план первого года обучения (3-4 года)
№п/п Название раздела, Количество часов
Всего Теория
темы
1

Общие
навыки.

2
3

4
5

речевые 9

Формы контроля
Практика

2

7

Фонематические
13
процессы
Лексико32
грамматический
строй
речи
и
связная речь
Мелкая моторика 5

3

10

10

22

1

4

Высшие
психические
функции
Итого:

5

1,5

3,5

64

17,5

46,5

Игры
упражнения,
наблюдение
Игры
упражнения
Игры
упражнения,
беседа

и

Игры
упражнения
Игры
упражнения

и

и
и

и

Содержание деятельности (3-4 года)
Наименование базовых
№
Содержание работы
тем
п/п
Раздел 1. Общие речевые навыки
1. Артикуляционная
Демонстрация, пояснения к выполнению
артикуляционной гимнастики, тренировка
гимнастика
перед
зеркалом.
Выполнение
артикуляционных упражнений: «лягушонок
(улыбка)»,
«слонёнок»,
«заборчик»,
«окошко», «прятки», «разбуди язычок»,
«печём блинчики», «блинчики», «иголочка»,
«качели», «чистим зубки», «футбол»,
«мостик», «катушка».
2. Дыхательная гимнастика
Развитие
правильного
речевого
диафрагмального дыхания, длительного
ротового выдоха. Игры с индивидуальными
пособиями из бумаги,
картона, ватных шариков, с мыльными
пузырями. Упражнения «Задуй свечу»,
24

«Сдуй птичку», «Танец листиков», «Подуй в
хоботок», «Подуй на блинчик», «Подуй на
горку» и т.д.
3. Развитие
темпо- Воспитание умеренного темпа речи,
речи
на
материале
ритмической стороны речи ритмичности
звукоподражаний, при
рассказывании маленьких потешек и
стишков. Игра «Ритмические дорожки»
4. Развитие высоты и силы Развитие высоты и силы голоса на
материале
голоса
звукоподражаний (взрослые и детёныши.
Имитация голосов животных и птиц. Игра
«Тихо - громко».
Раздел 2. Фонематические процессы
1. Дифференциация речевых Демонстрация и звучание музыкальных
и неречевых звуков.
игрушек
и
инструментов,
звучащих
предметов. Развитие умения различать на
слух речевые и
неречевые звуки.Образцы речевых звуков.
Способы образования речевых звуков
(беседа и демонстрация положения органов
артикуляции). Игры «Внимательные ушки»,
«Что звучало», «Где звучало» и т.д.
2. Дифференциация звуковых Развитие умения различать на слух сходные
комплексов
звукоподражательные комплексы (имитация
звуков окружающей действительности: кап,
бух и т.д.). Соотнесение звуковых
комплексов с определёнными символами
(картинки
неречевых
ассоциаций),
самостоятельное произнесение серии из 2 –
4 звуковых комплексов. Игры: «Песенки
зверей», «Узнай по голосу».
Раздел 3. Лексико-грамматический строй речи и связная речь
1. Обогащение и активизация Накопление и расширение пассивного
словарного
запаса
по словарного запаса и активизация в речи
различным
лексическим существительных, глаголов, прилагательных
темам.
по всем
изучаемым лексическим темам на основе
ознакомления с окружающим, расширения
представлений о предметах ближайшего
окружения, явлениях общественной жизни и
природы. Темы: Фрукты; Овощи; Ягоды и
грибы; Осень ; Осенняя одежда; Я и моя
семья; Домашние животные; Мебель;
25

2.

Формирование
обобщающих
понятий по изучаемым
лексическим темам.

3.

Согласование
прилагательных
с существительными
роде и числе.

в

4.

Согласование глаголов с
существительными в роде
и числе.

5.

Согласование
притяжательных
местоимений
существительными.

6.

Согласование
числительных
существительными.

с

с

Посуда; Зима; Тело человека; Зимние
забавы; Новогодний праздник; Игрушки;
Продукты питания; Профессии; Дикие
животные;
Транспорт ; Материалы и
инструменты; Папин праздник; Эмоции;
Мамин праздник;; Весна; Деревья; Сказки о
животных; Птицы ; Космос; Рыбы; Цветы;
День победы; Насекомые; Наш город; Лето.
Развитие понимания обобщающего значения
слов по изучаемым лексическим темам.
Называние
предметов/картинок
одной
лексической
темы, подбор обобщающих понятий,
проведение игры «Четвёртый лишний» на
материале картинок.
Совершенствование навыка согласовывать
прилагательные
с
существительными
мужского, женского и среднего рода в
единственном и множественном числе.
Составление словосочетаний по картинкам с
опорой на вопросы какая? какой? какое?
какие?; подбор слов – признаков объекта
(цвет, величина, внешний вид).
Совершенствование навыка согласовывать
существительные с глаголами настоящего и
прошедшего времени мужского и женского
рода, единственного и множественного
числа.
Называние действий предметов и героев по
картинкам,
образование словосочетаний
(игра «Что было?», «Прыгает, летает,
ползёт» и т.д.)
Развитие и совершенствование навыка
образовывать притяжательные местоимения
по речевому образцу и согласовывать их с
именами существительными. Установление
принадлежности предметов по картинкам,
называние местоимений, ответы на вопросы
о принадлежности вещей на партах,
составление
словосочетаний.
Игра
«Жадина».
Совершенствование навыка согласовывать
числительные
один,
два
с
существительными мужского, женского и
26

среднего рода. Составление словосочетаний
по картинкам в играх «У кого больше»,
«Урожай» и т.д.
7. Образование
Развитие понимания вопросов косвенных
существительных
в падежей,
совершенствование
навыка
косвенных падежах.
употребления существительных мужского,
женского и среднего рода единственного и
множественного числа в родительном,
винительном, дательном и творительном
падежах в беспредложных конструкциях и в
предложных конструкциях с простыми
предлогами(«в», «под», «на»).Подбор слов в
косвенных
падежах
для
завершения
короткой фразы. Составление коротких
предложений по предметным картинкам в
играх «Подари подарок», «Мало – много».
8. Образование
Совершенствование навыка образовывать и
множественного
использовать в речи существительные с
числа существительных в
уменьшительно-ласкательными
именительном падеже.
суффиксами.
Рассматривание
парных
картинок
с
изображением
объектов
большого
и
маленького
размеров.
Выполнение
инструкций: «Покажи чашку,
покажи чашечку» и т.д. Называние
картинок.
9. Составление
Развитие и совершенствование умения
словосочетания
составлять словосочетание по предметной
по картинке.
или сюжетной картинке. Рассматривание
картинок, ориентировка на вопросы о
признаках или действиях объекта, образцы
составления словосочетаний,
самостоятельное выполнение задания.
10. Завершение начатой
Развитие и совершенствование умения
фразы.
заканчивать фразу, договаривать за
взрослым слова и
словосочетания в потешках, упражнениях,
стихотворениях, предложениях.
11. Составление простых
Развитие и совершенствование умения
предложений по вопросам. составлять простые предложения по
вопросам.
12. Составление простых
Развитие и совершенствование умения
предложений (из 3 - 4 слов) составлять предложения по небольшой
по картинке.
сюжетной картинке с одним действующим
27

1.

1.

лицом. Рассматривание картинок, образцы
составления предложений, вопросы об
изображённых предметах, событиях,
действиях. Составление предложений с
опорой на вопросы и картинки.
Раздел 4. Мелкая моторика
Координация тонкой
Выполнение упражнений с использованием
моторики кистей и пальцев музыкальных разминок, направленных на
рук.
развитие тонкой моторики кистей и пальцев
рук для выработки четких
координированных движений в сочетании с
речью.
Выполнение упражнений по подражанию,
по инструкции, на сопряжено–отражённом
проговаривании музыкально-речевого
материала.
Раздел 5. Высшие психические функции
Развитие внимания,
Выполнение упражнений с использованием
мышления, памяти.
наглядного или речевого материала на
развитие высших психических функций в
соответствии с лексической темой. Игры:
«Четвертый лишний», «Продолжи ряд»,
«Отгадай загадку», «Чего не стало?» и т.д.
2.5.Рабочая программа второго года обучения (4-5 лет).
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей

обучающихся 4 – 5 лет.
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в
соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и
только потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои
роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение
игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут
меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными
и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру
вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр

28

составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 4050 мин.
Дети

этого

возраста

становятся

более

избирательными

во

взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм
(хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко
проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок
ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре.
Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на
ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети
всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не
настоять на своём.
В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической
лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от
пола), держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя
руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе).
Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или
пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).
Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях
величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и
искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании
несложных

предметов

он

способен

придерживаться

определённой

последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и
величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте
постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий
сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во
многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но
во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно
29

представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме
наглядных образов, следуя за восприятием.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается
интересной деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за
мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы.
Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в
деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом
возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные
(лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы,
которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в
мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта
ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое.
Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся
внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще
определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку
познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.
Развитие воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.
Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах
5, видят геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно
называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.
Для установления отношений в словаре детей появляются слова и
выражения, отражающие нравственные представления: слова участия,
сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок
учится использовать средства интонационной речевой выразительности:
регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от
ситуации общения. В процессе общения со взрослыми, дети используют
правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,
вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.
30

К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно
произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого
изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь
детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый
интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а
затем сочиняют подобные.
Речь становится более

связной и последовательной. С помощью

взрослого дети могут пересказывать короткие литературные произведения,
рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами
впечатления из личного опыта. Возможность устанавливать причинноследственные

связи

отражается

в

детских

ответах

в

форме

сложноподчиненных предложений.
В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель,
посуда, транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории,
называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто,
платье и сарафан, жилет и кофта; называет животных и их детенышей,
профессии людей, части предметов.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки,
чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на
вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам
героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют
иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу,
рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко
находят среди других, могут запомнить название произведения, автора,
однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они
стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям
произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на
сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные
сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке
отдельных отрывков прочитанных произведений.
31

Учебно-тематический план второго года обучения (4-5 лет)
№п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Общие
навыки.

речевые

13

3

10

2

Фонематические
процессы
Лексикограмматический
строй
речи
и
связная речь
Мелкая моторика

14

4

10

25

7

18

6

1,5

4,5

Высшие
психические
функции
Итого:

6

1,5

4,5

64

17

47

3

4
5

Формы контроля
Игры и
упражнения,
наблюдение
Игры и
упражнения
Игры и
упражнения,
беседа
Игры и
упражнения
Игры и
упражнения

Содержание деятельности (4-5 лет)
№
п/п
1.

2.

Наименование базовых
тем

Содержание работы

Раздел 1. Общие речевые навыки
Артикуляционная
Демонстрация, пояснения к выполнению
гимнастика
артикуляционной гимнастики, тренировка
перед
зеркалом.
Выполнение
артикуляционных упражнений: «лягушонок
(улыбка)»,
«слонёнок»,
«заборчик»,
«окошко», «прятки», «разбуди язычок»,
«печём блинчики», «блинчики», «иголочка»,
«качели», «чистим зубки», «футбол»,
«мостик», «катушка», «не разбей чашечку»,
«чашечка», «карусель».
Дыхательная гимнастика

Развитие
правильного
речевого
диафрагмального дыхания по подражанию с
включением кинестетического и зрительное
контроля.
Активизация
длительного
ротового выдоха упражнения .Игры с
32

3.

4.

1.

2.

индивидуальными пособиями из бумаги,
картона, ватных шариков, с мыльными
пузырями. Упражнения «Задуй свечу»,
«Сдуй птичку», «Танец листиков», «Подуй в
хоботок», «Подуй на блинчик», «Подуй на
горку», «Фокус», «Подуй на чашечку» и т.д.
Развитие темпоВоспитание умеренного темпа речи,
ритмической стороны речи ритмичности
речи
на
материале
звукоподражаний,
при
рассказывании
маленьких потешек и стишков вместе с
логопедом. Изменение темпа предъявления
речевой продукции по инструкции (игра:
«быстро – медленно»).
Развитие высоты и силы
Развитие высоты и силы голоса на
материале
голоса
звукоподражаний животным (взрослые и
детёныши),
упражнения
«Гора»
с
постепенным усилением или ослаблением
голоса. Игра «Тихо - громко», «Эхо»,
«Ниточка» и т.д.
Раздел 2. Фонематические процессы
Простые формы звукового Развитие умения выделять заданный звук на
анализа
фоне звуков, слогов, слов. Восприятие
речевого материала с заданным звуком,
условное
обозначение
- хлопок (прыжок). Игра
«Внимательные ушки».
Простые формы звукового Развитие умения заканчивать начатое слово,
синтеза
добавляя звук или определённый звуковой
комплекс в позиции начала или конца слова.
Игры «Хитрый звук», «Почини слово» и т.д.

3.

Простые формы слогового
анализа и синтеза

4.

Дифференциация гласных
и согласных звуков

Развитие умения передавать ритмический
рисунок слов из 2-3 слогов, состоящих из
открытых
слогов
с
опорой
на
проговаривание
и
синхронное
отхлопывание. Распределении картинок на
группы по количеству слогов.
Объяснения отличительных особенностей
произношения гласных и согласных звуков.
Развитие умения дифференцировать гласные
на слух и в собственном произношении на
фоне звуков, слогов, в начале слов;
согласные раннего онтогенеза на слух и в
33

1.

2.

3.

4.

5.

собственном произношении в ряду звуков,
слогов, в начале и конце слов. Игра
«Звуковые домики».
Раздел 3. Лексико-грамматический строй речи и связная речь
Обогащение и активизация Накопление и расширение пассивного
словарного запаса по
словарного запаса и активизация в речи
различным лексическим
существительных, глаголов, прилагательных
темам.
по всем изучаемым лексическим темам на
основе ознакомления с окружающим,
расширения представлений о предметах
ближайшего
окружения,
явлениях
общественной жизни и природы. Темы:
Фрукты; Овощи; Ягоды и грибы; Осень;
Осенняя одежда; Я и моя семья; Домашние
животные; Мебель; Посуда; Зима; Тело
человека; Зимние забавы; Новогодний
праздник; Игрушки; Продукты питания;
Профессии; Дикие животные; Транспорт ;
Материалы
и
инструменты;
Папин
праздник; Эмоции; Мамин праздник; Весна;
Деревья; Сказки о животных; Птицы ;
Космос; Рыбы; Цветы; День победы;
Насекомые; Наш город; Лето.
Формирование
Развитие понимания обобщающего значения
обобщающих
слов и формирование обобщающих понятий.
понятий по изучаемым
Подбор понятий для номинации группы
лексическим темам.
предметов одной лексической группы.
Игра «Четвёртый лишний» (с опорой на
картинки).
Согласование
Называние
признаков
предметов
по
прилагательных
картинкам с опорой на вопросы: какой?
с существительными в
какая? какое? какие?
роде и числе.
Согласование глаголов с
Называние
действий,
по
сюжетным
существительными в роде картинкам. Договаривание фраз с опорой на
и числе.
картинки.
Составление
простых
предложений по картинкам.
Согласование
Развитие и совершенствование навыка
притяжательных
образовывать притяжательные местоимения
местоимений с
по речевому образцу и согласовывать их с
существительными.
именами существительными. Установление
принадлежности предметов по картинкам,
называние местоимений, ответы на вопросы
о принадлежности вещей на партах,
34

составление
словосочетаний.
Игра
«Жадина»
6. Согласование
Совершенствование навыка согласовывать
числительных с
числительные 1-5 с существительными
существительными.
мужского, женского и среднего рода.
Игра: «Посчитай до двух, до пяти»
7. Образование
Ответы на вопросы косвенных падежей с
существительных в
опорой
на
картинки.
Изменение
косвенных падежах.
существительных мужского, женского и
среднего
рода
единственного
и
множественного числа по падежам (род.,
вин., дат., твор.) в беспредложных
конструкциях и в предложениях с простыми
предлогами («в», «на», «над», «под», «из»,
«за», «перед»).
8. Образование
Совершенствование навыка образовывать и
множественного
использовать в речи существительные с
числа существительных в
уменьшительно-ласкательными
именительном падеже.
суффиксами.
Рассматривание
парных
картинок
с
изображением
объектов
большого и маленького размеров.
9. Образование
Совершенствование навыка образовывать и
уменьшительноиспользовать в речи существительные с
ласкательных
уменьшительно-ласкательными
существительных
суффиксами.
Рассматривание и называние парных
картинок
с
изображением
объектов
большого и маленького размеров. Игра с
мячом «Назови ласково»
10. Составление предложений Развитие и совершенствование умения
по картинкам.
составлять
простые
распространенные
предложения по картинкам. Рассматривание
сюжетных
картинок,
составление
предложений с опорой на вопросы.
11. Распространение
Распространение простых предложений по
предложений
вопросам; дополнение предложений
недостающими словами с опорой на
картинки.
12. Завершение начатой
Развитие и совершенствование умения
фразы.
заканчивать фразу, договаривать слова и
словосочетания в потешках, упражнениях,
стихотворениях, предложениях.
Раздел 4. Мелкая моторика
1. Координация тонкой
Выполнение упражнений с использованием
35

1.

моторики кистей и пальцев Стихотворных разминок, направленных на
рук.
развитие тонкой моторики кистей и пальцев
рук
для
выработки
четких
координированных движений в сочетании с
речью.
Выполнение
упражнений
по
подражанию, по инструкции, на сопряжено–
отражённом
проговаривании
речевого
материала с использованием шариков суджок, бельевых прищепок, карандашей и
т.д.
Раздел 5. Высшие психические функции
Развитие внимания,
Выполнение упражнений с использованием
мышления, памяти.
наглядного или речевого материала на
развитие высших психических функций в
соответствии с лексической темой. Игры:
«Четвертый лишний», «Продолжи ряд»,
«Отгадай загадку», «Чего не стало?» и т.д.

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в логопедическом кабинете.
Оборудование:
1. Настенное зеркало для занятий.
2. Стулья возле настенного зеркала.
3. Настольные игры, игрушки, конструкторы, мозаики, шнуровки и т.д.
4. Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.
5. Ковролин.
6. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий,
дидактических игр и методической литературы.
7. Стол педагога.
8. Стул взрослый.
9. Стулья детские.
10. Столы детские.
11. Технические средства (компьютер, принтер и т.д.)
36

12. Цветные и простые карандаши, стаканы (подставки для карандашей)
13. Су-джок
14. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах
или папках
15. Методическая литература
16. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений
звуков, слов, предложений и т.д., карточек с
индивидуальными

заданиями,

альбомов

для

работы

над

звукопроизношением).
17. Различные речевые игры
18. Часы
19. Бумажные и влажные салфетки
20. Картотека 1:
- Физминутки.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Загадки
21. Картотека 2:
Артикуляционная гимнастика
3.2.Методическое обеспечение
№
п/
п

1.

Название
темы
(базовые
разделы)
Общие
речевые
навыки.

Форма
проведения
занятий

Методы и приемы
проведения
занятий

Форма
организации
деятельности
обучающихся
на занятии
– групповая с
индивидуальны
м
подходом.
Форма
проведения

Методы по способу
организации
занятия:
- словесные
(объяснение нового
материала, беседа,
инструктаж
детей по работе с
различным
материалом).
- наглядные (показ
37

Дидактические
материалы,
техническая
оснащенность
Пособия на
развитие
дыхания
(вертушки,
карандаши,
ватные
палочки и диски,
трубочки для
коктейля и
т.д.).
Демонстрационн

Форма
подведения
итогов
педагогическ
ое
наблюдение;
педагогическ
ий
анализ
результатов
выполнения
заданий на

занятий - игра,
беседа,
выполнение
упражнений по
развитию
дыхательных,
голосовых
и
артикуляционн
ых функций.

2.

Фонематическ
ие
процессы

Форма
организации
деятельности
обучающихся
на занятии
– групповая с
индивидуальны
м
подходом.
Форма
проведения
занятий - игра,
беседа,
выполнение
упражнений
учебноигровые
ситуации.

иллюстративного
материала, показ
педагогом приѐмов
исполнения).
- практические
(дидактические
игры и
упражнения).
Методы по способу
деятельности
обучающихся:
- объяснительноиллюстративные;
- репродуктивные
методы
обучения.
Инновационные
методы:
- Метод наглядного
моделирования
Инновационные
технологии:
- Информационно –
коммуникационные
технологии;
Здоровье
сберегающие
технологии.
Методы по способу
организации
занятия:
- словесные
(объяснение нового
материала, беседа,
анализ
артикуляторных и
акустических
характеристик
звука,
звукового/слоговог
о состава
слова).
- наглядные (показ
иллюстративного
материала, показ
педагогом приѐмов
исполнения.
- практические
(дидактические
игры и
упражнения).
Методы по способу
38

ый
и раздаточный
материал.
Картотеки
(артикуляционна
яи
дыхательная
гимнастики).
Книги и
методические
рекомендации к
организации
занятий по
развитию речи из
личной
библиотеки,
интернет
ресурсы.

занятиях;
- мониторинг.
Виды
мониторинга:
начальный
(проводится
в сентябре) и
итоговый
(проводится в
мае).

Демонстрационн
ый и
раздаточный
материал (схемы,
символы и т.д.).
Картотека.
Дидактические
игры.
Книги и
методические
рекомендации к
организации
занятий
по развитию речи
из
личной
библиотеки,
интернет
ресурсы.

педагогическ
ое
наблюдение;
педагогическ
ий
анализ
результатов
выполнения
заданий на
занятиях;
- мониторинг.
Виды
мониторинга:
начальный
(проводится
в сентябре) и
итоговый
(проводится в
мае).

3.

Лексикограмматически
й
строй речи и
связная речь

Форма
организации
деятельности
обучающихся
на занятии
– групповая с
индивидуальны
м
подходом.
Форма
проведения
занятий - игра,
беседа,
выполнение
упражнений,
рассматривание
предметных и
сюжетных
картинок по
разным
лексическим
темам,
ответы
на вопросы,
Декламация
стихов,
тренировка
четкости
проговаривания
речевого
материала
(серии слогов,
многосложных
слов,

деятельности
обучающихся:
- объяснительноиллюстративные;
- репродуктивные
методы
обучения.
Инновационные
методы:
- Метод наглядного
моделирования.
Инновационные
технологии:
- Информационно –
коммуникационные
технологии;
Здоровьесберегающ
ие технологии.
Методы по способу
организации
занятия:
- словесные:
(объяснение нового
материала,
беседа, инструктаж
детей по работе
с различным
материалом).
- наглядные (показ
иллюстративного и
видео
материалов, показ
педагогом приёмов
исполнения).
- практические
(дидактические
игры и
упражнения).
Методы по способу
деятельности
обучающихся:
- объяснительноиллюстративные;
- репродуктивные
методы
обучения;
- продуктивные
методы;
- частичнопоисковые методы.
Инновационные
методы:
39

Пособия на
развитие
дыхания.
Демонстрационн
ый и
раздаточный
иллюстративный
материал
(предметные и
сюжетные
картинки).
Картотеки.
Дидактические
игры.
Книги и
методические
рекомендации к
организации
занятий
по развитию речи
из
личной
библиотеки,
интернет
ресурсы.

педагогическ
ое
наблюдение;
педагогическ
ий
анализ
результатов
выполнения
заданий на
занятиях;
- мониторинг.
Виды
мониторинга:
начальный
(проводится в
сентябре) и
итоговый
(проводится в
мае).

чистоговорок,
скороговорок).
учебноигровые
ситуации.

4.

5.

Мелкая
моторика

Высшие
психические
функции

Форма
организации
деятельности
обучающихся
на занятии
– групповая с
индивидуальны
м
подходом.
Форма
проведения
занятий - игра,
беседа,
выполнение
упражнений,
рассматривание
предметных и
сюжетных
картинок
учебно-игровые
ситуации

Форма
организации
деятельности
обучающихся
на занятии
– групповая с
индивидуальны
м
подходом.
Форма
проведения
занятий - игра,
беседа,

- Метод наглядного
моделирования.
Инновационные
технологии:
- Мнемотехника;
- Информационно –
коммуникационные
технологии;
- Технология ТРИЗ.
Здоровьесберегающ
ие технологии
Методы по способу
организации
занятия:
- словесные
(объяснение нового
материала,
инструктаж детей
по
работе с различным
материалом).
– наглядные (показ
иллюстративного
материала, показ
педагогом приѐмов
исполнения).
- практические:
(дидактические
игры и
упражнения).
Методы по способу
деятельности
обучающихся:
- объяснительноиллюстративные;
- репродуктивные
методы обучения
Методы по способу
организации
занятия:
- словесные
(объяснение нового
материала, беседа,
инструктаж
детей по работе с
различным
материалом).
- наглядные (показ
иллюстративного
материала, показ
40

Су-джок.
Карандаши.
Ватные палочки.
Демонстрационн
ый и
раздаточный
материал.
Картотека.
Подборка
аудиозаписей
пальчиковой
гимнастики.
Дидактические
игры.
Книги и
методические
рекомендации к
организации
занятий по
развитию речи из
личной
библиотеки,
интернет
ресурсы.

педагогическ
ое
наблюдение;
педагогическ
ий
анализ
результатов
выполнения
заданий на
занятиях;
- мониторинг.
Виды
мониторинга:
начальный
(проводится
в сентябре) и
итоговый
(проводится в
мае).

Канцелярские
принадлежност
и.
Магнитная доска.
ИКТ.
Демонстрационн
ый и
раздаточный
материал
(предметные и
сюжетные
картинки).
Картотеки.
Дидактические
игры.
Книги и

педагогическ
ое
наблюдение;
педагогическ
ий
анализ
результатов
выполнения
заданий на
занятиях;
- мониторинг.
Виды

выполнение
упражнений,
учебноигровые
ситуации.

педагогом приёмов
исполнения).
- практические:
(дидактические
игры и
упражнения).
Методы по способу
деятельности
обучающихся:
- объяснительноиллюстративные;
- репродуктивные
методы
обучения;
- частичнопоисковые методы.
Инновационные
методы:
- Метод наглядного
моделирования
Инновационные
технологии:
Мнемотехника;
- Информационно –
коммуникационные
технологии;
- Технология ТРИЗ.
Здоровьесберегающ
ие технологии.

методические
рекомендации к
организации
занятий
по развитию речи
из
личной
библиотеки,
интернет
ресурсы.

3.3.Календарный учебный график
Содержание

Возрастные группы

3-4 года

4-5 лет

Учебный период
Календарная
С 01 октября 2020 года по 29 мая 2021 года
продолжительность
34 недели, 3 дня
учебного периода
Объем недельной
30 минут
40 минут
образовательной
нагрузки
Объем годовой
64
64
образовательной
нагрузки
1 полугодие
26
26
2 полугодие
38
38
Праздничные дни
5 ноября 2020г., с 1 января по 8 января 2021г., 8 марта,
23февраля 2019 г, с 1по3 мая, 10 мая 2021 г.
41

мониторинга:
начальный
(проводится
в сентябре) и
итоговый
(проводится в
мае).

3.4.Учебный план
№ п/п

1.
2.
3.

4.
5.

Наименование базовых
разделов
Общие
речевые
навыки.
Фонематические
процессы
Лексикограмматический
строй речи и связная
речь
Мелкая моторика
Высшие психические
функции
Итого:

Всего
часов

Теоретических

Практических

9

2

7

13

3

10

32

10

22

5
5

1
1,5

4
3,5

64

17,5

46,5

3.5. Расписание занятий
Группа

Понедельник

Среда

Средняя

16.30-16.50

16.30-16.50

42

3.6. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 4-5 лет».СПб., 2012 г.
2. Сидорова У.М. «Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ». Москва,
2008 г.
3. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». Москва, 2007
г.
4. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям
для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР». СП., 2015 г.
5. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших
дошкольников». СПБ, 2007 г.
6. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». СПб, 2011 г.
7. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». М. 2007 г.
8. Еромыгина М.В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук.
Зрительная гимнастика». СПб, 2017 г.
9. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и
мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с
речевыми нарушениями» под ред. Н.Е.Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2008 г.
Литература, рекомендованная для родителей:
1. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. СПб, 2004.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. книги серии «Грамматика в играх и картинках» (32выпуска). – Спб.: «Паритет», 2007.
3. Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин (5 выпусков). – М., 2006
4. Калягин В.А. Когда ребѐнок плохо говорит. Советы психолога. – СПб, 2004.
5. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. СПб., 2005.

43

Приложение к программе.
Приложение 1. Диагностическая карта.
Разделы
Общие
Ф.И.О. речевые
№ ребенка навыки

Н

К

Фонематические ЛексикоМелкая
Высшие
процессы
грамматический моторика психические Итог
строй речи и
функции
связная речь

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.
2.
3.
4.
5.
5 баллов - ребенок выполняет задания самостоятельно без ошибок
4 балла - ребенок выполняет задания с незначительными ошибками
3 балла - ребѐнок выполняет все задания с помощью педагога.
2 балла - ребѐнок выполняет частично задания с помощью педагога.
1 балл - ребѐнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого
Н – начало года
К –конец года
20-25 баллов – высокий уровень речевого развития
13-19 баллов – средний уровень речевого развития
5-12 баллов – низкий уровень речевого развития

Приложение 2.
Методические рекомендации для проведения мониторинга освоения
образовательной программы.
Раздел 1. Общие речевые навыки
1.1. Исследование артикуляционной моторики.
Педагог: Выполни движения по моей инструкции:
3-4 года:

4-5 лет:
– дудочка»

44

Н К

1.2. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова,
предложения.
Педагог: Повтори слова:
3-4 года:

4-5 лет:

Раздел 2. Фонематические процессы.
2.1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Педагог: Слушай и повторяй за мной слоги:
3-4 года:
– ба
– ма
– на
– га
4-5 лет:
– на
– да
– ма
– ма
– га
– да
– та
2.2. Состояние фонематического анализ и синтеза.
Педагог: Выдели звук «М» - мычание теленка («Р» - моторчик) – из слов. Хлопни на
звук
(пробой считается только выделение слова, содержащего звук «р» или «м»):
3-4 года, 4-5 лет:
ама
45

доска
рыба
окно
дрова
стол
шар
Раздел 3. Лексико-грамматический строй речи и связная речь
3-4 года:
3.1. Исследование употребления существительных в единственном и
множественном числе.
Педагог: Посмотри на картинки и назови их:

3.2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа
винительного и родительного падежа.
Педагог: Посмотри на картинку. Что ты на ней видишь?

Педагог: Посмотри на картинки. Чего не стало?

3.3. исследование употребления предложно-падежных конструкций.
Педагог: Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит кошка.

3.4. Исследование употребления прилагательных и существительных в
единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, какого цвета предметы?
46

3.5. Исследование предметного словаря.
Педагог: Посмотри на картинку. Назови, что ты на ней видишь? (по каждой теме не
менее пяти названий).
Темы картинок:

3.6. Исследование глагольного словаря.
Педагог: Посмотри на картинки и скажи, кто что делает?

3.7. Исследование словаря прилагательных (определений).
Педагог: Посмотри на картинку и скажи, какой предмет:
– маленький)
(шарик – кубик – кирпичик
3,8. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты скажи ласково про маленький.
– столик

3.9. Повторение двух-трехсловной фразы.
Педагог: Послушай и повтори за мной фразу:
-ням).

-бай).
4-5 лет:
3.1. Исследование употребления существительных в единственном и
множественном
числе.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови их по образцу:
– стулья
– слоны
47

– зайцы
– кошки
3.2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа
дательного падежа.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, кому дашь еду (подарок):
е (молоко)

3.3. исследование употребления предложно-падежных конструкций.
Педагог (перемещает предметы): Посмотри на предметы. Ответь на вопросы:
карандаш (в коробку)
3.4. Исследование употребления прилагательных и существительных в
единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, что это и какого цвета:

3.5. Исследование предметного словаря.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, что ты на них видишь (по каждой теме не
менее пяти названий):

3.6. Исследование существительных, обозначающих части предметов.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови предметы и их части:

3.7. Исследование существительных, обозначающих название профессий.
Педагог: Посмотри на картинки. Люди каких профессий ты ни них видишь?

48

3.8. Исследование глагольного словаря.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-действия:
рые он выполняет в течение дня
-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит,
причесывает…)
3.8. Исследование словаря прилагательных (определений).
Педагог: Посмотри на картинки. Что на них изображено? Назови как можно больше
слов-признаков:

2.1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:
– мячик

3.3 Образование названий детенышей.
Педагог: Скажи, как называют деток:

3.4. Исследование употребления прилагательных и существительных в
единственном и
множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Педагог: Посмотри на картинки. скажи, что на них изображено и какого цвета
изображенные предметы:
ы

3.5. Исследование употребления существительных с числительными.
Педагог: Посмотри на картинки. что на них нарисовано?
– утка, гусь, дом.
– кошка, заяц, яблоко.
3.6. Исследование предметного словаря.
Педагог: Я покажу, а ты назови части тепла:

49

3.7. Исследование существительных, обозначающих части предметов.
Педагог: Посмотри на картинки, какие предметы на них изображены? Из каких
частей состоят эти предметы?
3.8. Исследование существительных, обозначающих название профессий.
Педагог: Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены?

3.9. Исследование глагольного словаря.
Педагог: Ответь на вопросы:
рова, гусь)
-действий)
парикмахер
– подобрать по два-три слова-действия по предъявленным картинкам)
ленным картинкам: шьет, вяжет, подметает,
поливает, гладит)
3.10. Исследование словаря прилагательных (определений).
Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:
прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый,
тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый)
3.11. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:

3.12. Образование названий детенышей.
Педагог: Скажи, как называют детенышей:

50

3.13. Образование приставочных глаголов
Педагог: Образуй как можно больше слов-действий от слов:

Раздел 4. Мелкая моторика
3-4 года, 4-5 лет
4.1. Исследование кинестетической основы движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками
вместе.
м пальцем соприкасаемся с большим
пальцем на одной руке, а затем на другой).
4.2. Исследование кинетической основы движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
жно чтение потешки
«Сорока-сорока»).
затем одноименных пальцев обеих рук).
– кулак, 2 – выпрямленная ладонь и
наоборот).
лак – ребро – ладонь.
Раздел 5. Высшие психические функции
5.1 Определение одной лишней картинки из ряда картинок (Четвертый лишний)
3-4 года: далекие по лексической теме предметы
4-5 лет: близкие по лексической теме предметы
5.2 Складывание картинок из частей
3-4 года: 2-4 части
4-5 лет: 4-6 частей
5.3 Назвать спрятанную картинку (предмет) из ряда картинок (предметов) (Чего
не стало)
3-4 года: до 4 картинок (предметов)
4-5 лет: до 6 картинок (предметов)

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».