КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

01.09.2021

"Использование ИКТ в образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

25.10.2023

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, мы с вами живем в мире с быстро изменяющимися экономическими условиями, поэтому должны обладать разносторонними знаниями, уметь варьировать их и применять в нестандартных ситуациях. Только тогда мы можем быть социально защищёнными, конкурентно способными на рынке труда. А для этого наша деятельность должна носить творческий характер, а если есть серьёзные изменения в образовании, то в первую очередь должен меняться педагог. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, оригинально мыслящие, творческие. Умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. ИКТ становятся основным инструментом, который используется не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Внедрение современных технологий позволяет сделать работу продуктивной и эффективной.

Применение ИКТ позволяет:

-     организовать основную образовательную деятельность на хорошем эстетическом и эмоциональном уровне;

-     обеспечивать наглядность;

-     привлекать большое количество дидактического материала;

-     повысить объём выполняемой работы;

-     создавать интерактивные задания и упражнения;

-     создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы воспитателя, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Программа создания презентаций является очень удобным инструментом, так как позволяет визуально представить информацию, добавлять музыкальное и голосовое сопровождение. Это активизирует различные виды памяти у детей и повышает эффективность обучения.

Применение информационных технологий при формировании элементарных математических представлений позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, это даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности, создать игровые ситуации с элементами соревнований, обеспечивает каждому ребенку равный старт, который позволит успешно обучаться в школе.

Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Использовать тренажер – игру можно при закреплении и проверке знаний, а так же и для индивидуальной тренировки и занятий дома с родителями.

К мультимедийным дидактическим играм можно отнести разного вида тесты, созданные на основе специальных шаблонов.

Конструирование является исключительно детской деятельностью. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь и техника письма. При изучении темы «Автомобили» можно применить упражнение «Собери машину»- задача детей смоделировать из геометрических фигур машину и затем придумать и смоделировать свой автомобиль. В результате данной деятельности у детей развиваются новые оригинальные идеи и независимое мышление.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте используются схемы-блоки с наглядным выделением в картинках словах первых звуков с образованием слогов и с последующим составлением из них новых слов. Рассмотрим, рабочий диалог.

- Слово машина начинается на ма-, сколько звуков? Назовите эти два звука. Два звука - это слог, то есть часть слова. Вспомните слова, начинающиеся на слог ма-.(мама, матрешка, мальчик, мак). Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребенка, и он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы будут услышаны и увидены. Все это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Развивать связную речь - логически последовательно и грамматически правильно - задача не из легких. Работу по составлению сюжетного рассказа можно проводить приемом фрагментарного рассказывания. С помощью контрастной рамки и макросов в 3-и этапа:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет. В данном случае презентация повышает мотивационную готовность детей к обучению.

При проведении экспериментально-познавательной деятельности можно использовать отрывки из мультфильма «Фиксики», интерактивные физминутки, слайды с изображением этапов экспериментов. В процессе экспериментов дети выясняют удивительные свойства окружающей действительности. Презентация подтверждает деятельность детей моментами из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывают затруднения. Движения, звук, анимация, мультипликация надолго привлекают внимание детей, повышает интерес к изучаемому материалу, вызывает восторг, что приближает изучаемые процессы к жизни ребенка. Дети выстраивают алгоритм действий, строят предположения и выводы, подтверждаемые картинками на экране. Следовательно, ребенок учится контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника, и вызвало какой - то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Таким образом, мультимедийные презентации превращают образовательную деятельность в живое действие, вызывают у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущий. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. По средствам компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, менее тревожными.

Ежедневная утреннюю зарядку можно проводить под бодрящие, детские песенки. Для того чтобы засыпание детей было быстрым и приносило радость можно применять музыкальное сопровождение, прослушивание тихих сказок. Данный прием у детей снижается эмоциональное напряжение, успокаивается и восстанавливается дыхания, дети крепче и продолжительнее спят.

Пробуждение после дневного сна можно сопровождать тихой, нежной, легкой и радостной музыкой по методике Н. Ефименко. Это вырабатывает у ребенка легкий и спокойный рефлекс просыпания, переход из состояния полного покоя к активной деятельности.

Применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо. ИКТ способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и всестороннему развитию дошкольника.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Данный опыт будет всегда актуальным и востребованным, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, делая педагогический процесс увлекательным.Хочу такой сайт

Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста

21.03.2022

В настоящее время наше государство испытывает дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. В своем выступлении Президент РФ В.В. Путин отметил: «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики». В связи с этим важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования, в том числе и на дошкольном уровне.

Ведь именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".

Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта.

Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.

То есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать такого человека, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру.

Эти качества таковы:

- богатство элементарного понятийного аппарата,

- способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи,

- развитость внимания и сосредоточенность,

- оперативность, комплексность, системность мышления,

- развитость творческого мышления,

 - способность к самостоятельным видам работы.

Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества. Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения.

Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь.

Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей.

Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера).

Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу.

Подберите интересные игры для детей, например, «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия».

На аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Детям очень понравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.

Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу.

Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Например, постройки из лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.

С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.

И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении. Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из лего-конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки.

Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».