Пояснительная записка
Учебный
план
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 345 (далее МАДОУ детский
сад
№
345)
является
локальным
нормативным
документом,
регламентирующим общие требования к организации образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его
специфики, учебно-методического, кадрового и материально- технического
оснащения.
Учебный план составлен в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Санитарными правилами СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организации воспитания и
образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020
№ 2813;
Санитарными
правилами
и
нормами
СанПин
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 января 2021 года №2).
Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №
71847)
Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ
детский сад № 345 в группах общеразвивающей направленности;
Уставом МАДОУ детский сад № 345
Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана
Основными задачами учебного плана являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация
требований
Федерального
государственного
образовательного стандарта к содержанию и организации образовательного
процесса в ДОУ.
МАДОУ детский сад № 345 в 2024-2025 учебном году реализует
образовательную программу дошкольного образования разработанную в
соответствии с ФОП ДО.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Выполнение
обязательной
части
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования в группах для детей дошкольного возраста
составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не
превышает 40%.
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух
основных моделях организации образовательного процесса – совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей осуществляется, во время занятий, и в виде образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение
образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций
по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой,
подготовкой ко сну, организацией питания и др.)
Занятие рассматривается, как дело занимательное и интересное
детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми
одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогом. Занятие является формой организации обучения,
наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и
другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций,
тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих
ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей,
творческих и исследовательских проектов и т.д. В рамках отведенного
времени педагог может организовывать образовательную деятельность с
учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей,
включая детей в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. Время
проведения занятий, длительность перерывов, суммарная образовательная
нагрузка для детей дошкольного возраста определяются в СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена парциальной образовательной программе дошкольного
образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст/ О. А. Трофимова, О. В.
Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и
молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019;
Содержание Учебного плана разработано в соответствии с принципами:
⁻ принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
⁻ принцип научной обоснованности и практической применимости;
⁻ принцип соответствия критериям полноты, необходимости и
достаточности;
⁻ принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в
процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки,
которые
имеют
непосредственное
отношение
к
развитию
дошкольников;
⁻ принцип интеграции непосредственно образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
⁻ комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса;
⁻ решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
⁻ принцип культуросообразности образования.
Учебный план составляется ежегодно при участии педагогических
работников с учетом мнения Совета родителей МАДОУ, принимается на
заседании Педагогического совета, утверждается приказом заведующего.
На 01.09.2025 г. в МАДОУ функционируют 7 групп
общеразвивающей направленности:
⁻ Группа раннего возраста (от 1года до 2 лет) – 1
⁻ Группа от 3 лет до 4 лет – 2
⁻ Группа от 4 лет до 5 лет – 1
⁻ Группа от 5 лет до 6 лет – 2
⁻ Группа от 6 лет до 7 лет – 1
Детский сад работает пять дней в неделю, в режиме 10,5 часов.
Начало НОД в первой половине дня с 9.00 часов, во второй половине
дня с 15.15 часов.
Организация образовательного процесса
Распределение времени для занятий с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г. –
33 недели у группы раннего возраста; 37 недель – для групп с 3 лет до 7 лет.
В зимний период с 29.12.2025 г. по 11.01.2026 г. – каникулярные,
праздничные выходные дни.
В летний период с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г. образовательная
деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми, не
предусматривающих организацию занятий. Содержание образовательной
деятельности в летний период времени зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ОП
ДО и реализуется в различных видах деятельности детей, а также в ходе
режимных моментов. Содержание образовательной деятельности в летний
период времени носит воспитательную, художественно-эстетическую и
спортивно-оздоровительную
направленность.
В
данный
период
увеличивается продолжительность прогулки.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Количество и продолжительность непрерывной образовательной
деятельности устанавливается нормами СанПиН 1.2.3648-20:
– для детей от 1 года до 2 лет – не более 8-10 минут;
– для детей от 3 лет до 4 лет – не более 15 минут;
– для детей от 4 лет до 5 лет – не более 20 минут;
– для детей от 5 лет до 6 лет – не более 25 минут;
– для детей от 6 лет до 7 лет – не более 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки в
- группе от 1 года до 2 лет – не более 20 минут;
- группе от 3 лет до 4 лет – не более 30 минут;
- группе от 4 лет до 5 лет – не более 40 минут;
- группе от 5 лет до 6 лет – не более 50 минут или 75 минут при организации
1 занятия после дневного сна;
- группе от 6 лет до 7 лет – 90 минут.
Перерыв во время занятий для гимнастики – не менее 2 минут.
Перерыв между занятиями – не менее 10 минут.
Образовательную
деятельность,
требующую
повышенной
познавательной
активности
и
умственного
напряжения
детей,
организовывают в первую половину дня.
В период адаптации в группе раннего возраста организованная
образовательная деятельность не проводится, кроме занятий по музыке;
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской
деятельности.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и
оказание помощи детям этой категории в освоении программы. С целью
осуществления коррекционной работы в МАДОУ функционирует логопункт,
коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-логопедом.
Занятия учителя-логопеда не входят в учебный план, проводятся малыми
подгруппами (2-3 воспитанника) или индивидуально и выводятся за пределы
учебного плана. Количество занятий и состав групп на логопункте
определяется Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06 августа
2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом,
являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в
общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт).
Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно
допустимой нормы нагрузки на ребенка.
Учебный план
в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста
на 2025 – 2026 учебный период
Обязательная часть
Образовательная область/приобщение к
ценностям
Длительность образовательной деятельности
Социально-коммуникативное
развитие/
«Родина», «Природа», Семья»,
«Человек», «Жизнь». «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество»,
«Труд»
Познавательное развитие/
«Человек», «Семья», «Познание»,
«Родина», «Природа»
Игровая деятельность
Самообслуживание и
элементарный
бытовой труд
Познавательноисследовательская
Социализация, развитие общения,
Формирование основ безопасности
Самообслуживание, самостоятельность,
приобщение к труду
Сенсорные эталоны и познавательные
действия
Математические представления
Коммуникативная
Речевое развитие/
«Культура», «Красота»
Развитие речи
Восприятие художественной литературы и
фольклора
Рисование
Лепка
Музыка
Изобразительная
Физическое развитие
1
33
1
33
Ознакомление с окружающим миром
Природа
Художественно-эстетическое развитие/
«Культура», «Красота»
Количество образовательных игровых занятий в неделю
Группа раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
10 минут
неделя
год
Осуществляется в ходе непрерывной образовательной
деятельности (принцип интеграции образовательных
областей) и в режимных моментах – в совместной
деятельности взрослого и детей, самостоятельной
деятельности детей
Музыкальная
Конструктивномодельная
деятельность
Двигательная
Конструирование
Физическая культура
Итого в обязательной части
Общая недельная нагрузка
2
66
Осуществляется в ходе непрерывной образовательной
деятельности (принцип интеграции образовательных
областей) и в режимных моментах – в совместной
деятельности взрослого и детей.
1
33
0,5
17
2
74
0,5
16
2
66
10
338
1 ч. 40 мин.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Расширение и углубление содержания обязательной части
ОП ДО специфики национальных, социокультурных и
иных условий – парциальная образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова,
О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева.
В ходе режимных моментов ежедневная совместная деятельность педагога с детьми
Двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы
Учебный план
в группах общеразвивающей направленности
на 2025 – 2026 учебный период
Образовательная
область
Базовая часть
Длительность непосредственной образовательной деятельности
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Игровая
деятельность
Самообслуживание и
элементарный
бытовой труд
Познавательноисследовательская
Коммуникативная
Социализация, развитие общения, нравственнопатриотическое воспитание
Формирование основ безопасности
Самообслуживание, самостоятельность, труд
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Музыкальная
Конструктивномодельная
деятельность
Итого в обязательной части
15 минут
неделя
год
Группа
от 4 лет до 5 лет
20 минут
неделя
год
Группа
от 5 лет до 6 лет
25 минут
неделя
год
Группа
от 6 лет до 7 лет
30 минут
неделя
год
Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности
(принцип интеграции образовательных областей)и в режимных
моментах – в совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности дошкольников
1
37
1
37
1
37
2
74
Окружающий мир/Природа
1
37
1
37
1
37
1
38
Развитие речи/Подготовка к обучению грамоте
Интерес к художественной литературе
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка
Конструирование
Физическая культура в помещении
Двигательная
Группа
от 3 лет до 4 лет
Математические представления
Речевое развитие
Изобразительная
Количество образовательных игровых занятий в неделю
Физическая культура на улице
2
74
2
74
2
74
2
74
Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности
(принцип интеграции образовательных областей)и в режимных
моментах – в совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности дошкольников
1
37
1
37
1
37
2
74
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
19
0,5
19
0,5
19
0,5
19
2
74
2
74
2
74
2
74
Осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности
(принцип интеграции образовательных областей) и в режимных
моментах – в совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности дошкольников
2
74
2
74
2
74
2
74
Проводится во время утренней
прогулки
10
370
10
370
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
В ходе режимных моментов
Расширение и углубление содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных,
ежедневная совместная
социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного
деятельность педагога с детьми
образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В.
Двигательная, игровая,
коммуникативная,
10
370
12
444
1
37
1
37
Итого
Общая недельная нагрузка
Коррекционно развивающая работа по
оказанию логопедической помощи
изобразительная, музыкальная,
восприятие художественной
литературы
10
370
10
370
2 ч. 30 мин.
3 ч. 20 мин.
Диагностирование, консультирование родителей
-
-
-
-
11
407
13
481
4 ч. 35 мин.
6 ч. 30 мин.
Подгрупповые занятия с детьми,
не реже двух раз в неделю