«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» учитывает
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована
на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы. Разработана программа с
учетом авторской программой Безруких М.М. «Тренируем пальчики »
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении
мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо
повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития
интеллектуальных способностей.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем
потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться,
рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика
напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание,
наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас
ребенка, координация движений. В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО ),
программа дополнительного образования «Умелые ручки » также предоставляет
определенные возможности для развития ребенка и его интеллектуальных способностей.
Насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в
дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в
играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
– сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем
зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;
– создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития
навыка ручной умелости;
– способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в
бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми
предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
– развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через
стимуляцию мелкой моторики рук,
– прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим
( доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие
мелкой моторики рук.
Направленность программы.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие
осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических
действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за
счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия
направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков,
эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе
проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха,
следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
1.1.2 Принципы реализации Программы
Принципы, лежащие в основе программы:
– принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
– принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
– принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
– принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
1.1.3. Значимые характеристики для реализации Программы
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы.
В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет
тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение
мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в
выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у
большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками
самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего
посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
Целевые ориентиры образования
Работа по реализации ДОП «Умелые ручки» направлена на всестороннее
развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за
счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке
отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых
психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных
навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности
К концу курса обучения по программе «Умелые ручки» дети должны
Знать:
– воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
– манипулировать мелкими предметами;
– застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
– справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
– владеть приемами работы с пластилином (прямые движения, сплющивание,
отщипывание), бумагой;
– развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои
действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
– владеть приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
К концу года дети должны знать:
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
понятие «конструктор»; «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
пальчиковые игры в комплексе со стишками.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях развития мелкой моторики,
отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений
и навыков в рамках программы обучения.
Выделяются следующие виды контроля:
текущий – осуществляется на каждом занятии
промежуточный – осуществляется по результатам первого полугодия через
мониторинговое исследование
итоговый – осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование
Мониторинг
Ф.И. ребенка
Кистевые и
пальчиковые
движения
Манипуляция
мелкими
предметами
Застегивание
и растягивание
Нанизывание
на веревочку
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается
участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который
рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним,
включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую
ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками
Выделяются следующие виды контроля:
текущий – осуществляется на каждом занятии
промежуточный – осуществляется по результатам первого полугодия через
мониторинговое исследование
итоговый – осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование
2.
Содержательный раздел.
Описание содержания образовательной деятельности с детьми
Тематический план ДОП «Умелые ручки»
Общее
количество
часов
Раздел
Из них на
выполнение
работ,
определяющих
степень освоения
программы
«Пальчиковая гимнастика»
Массаж
35
«Работа с сыпучими материалами»
4
1
«Работа с бумагой»
4
1
«Работа со шнурками, нитками»
7
1
«Рисование»
5
1
«Лепка, изготовление поделок из различных
материалов»
6
1
1
Моделирование
5
Диагностика
4
Итого:
35
1
В разделе «Работа с бумагой» – представлены такие виды художественного труда как
конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги,
развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и
пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» – направлен на развитие мелкой моторики рук,
совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о
декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов,
таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений,
развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности,
трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» – дети знакомятся с различными техниками рисования, с
особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием
развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно
координированные движения руки.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» – используются
предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя
разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из
пластилина, природного и бросового материала.
В разделе «Моделирование» – подобраны задания для формирования тонких движений
рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных
навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений.
Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» – дети знакомятся с различными пальчиковыми
играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение
художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
В разделе «Массаж» – одной из активных форм развития мускулатуры кисти является
пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными,
улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного
аппарата.
Тематическое планирование
№
1
Тема
занятия
Основные
образовательные задачи
Основные
понятия
Основные виды
образовательно
й
деятельности
Пальчикова
я
гимнастика
Массаж
Развитие и формирование
мелкой моторики рук,
укрепление мышц
пальцев и кистей рук,
ловкости, умение
управлять своими
движениями,
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Поглаживание,
похлопывание,
поколачивание
, массаж.
Выполняют
задание с
помощью
взрослого,
который
рассказывает
стихотворение и
концентрировать
внимание на одном виде
деятельности.
показывает
движения,
а ребенок
выполняет
вслед за ним,
включаясь в
движения.
2
Работа с
бумагой
Знакомить с различными
видами и свойствами
бумаги, развивать мелкую
моторику, воображение, а
также
тренировать произвольно
е внимание и
пространственные
представления.
свойства
бумаги
(тонкая,
толстая,
мягкая,
жесткая);
Рассматривают
бумагу;
Сминают бумагу
в
комочки:
Отрывают,
скатывают,
сминают,
раскладывают.
3
«Работа с
сыпучими
материалам
и»
Создать условия для
нормализации мышечного
тонуса; стимуляции
активных ощущений,
увеличению объёма и
амплитуды движения
пальцев рук.
Формирование
произвольных,
координированных
движений пальцев рук.
Сухой
бассейн,
сжимать,
разжимать;
мешать
кулачки
пальчики и
ладошки
Рассматривают
сухой
бассейн;
Опускают руки в
бассейн;
Сжимают и
разжимают
пальчики.
4
«Работа со
шнурками,
нитками»
Развивать мелкую
моторику рук,
воображение, память,
внимание, цветовые
ощущения, Формировать
личностные качества –
усидчивость, терпение,
старательность,
аккуратность,
трудолюбие, умения
доводить начатое дело до
конца.
Шнурки
,короткий,
длинный,
Рассматривают,
выполняют
словесные
указания
воспитателя,
принимают
участие в игре,
выполняют
работу.
Подбирают
материал по
образцу.
5
«Рисование
»
Знакомить детей с
карандашами, красками
правилами пользования
ими, способами владения
карандашом и кистью:
держать их в правой руке,
Цветные
карандаши,
лист
бумаги,
краска, кисть,
правая рука.
Рассматривают
карандаши,
краски,
выполняют слов
есные
указания,
не нажимать сильно на
бумагу. Формировать
умение рисовать прямые
линии
Основные
формы
штриховки
(вертикальная,
горизонтальна
я);
рисуют.
Принимают
участие в
игре.
6
«Лепка,
изготовлени
е поделок из
различных
материалов
»
Развивать у детей умение
отщипывать маленькие
кусочки пластилина от
куска и скатывать из них
шарики, надавливать
указательным пальцем на
пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Формировать интерес к
работе с пластилином,
развить мелкую
моторику.
Пластилин,
разминать,
пальчики,
ладошки.
Размазывать,
вдавливать,
сплющивать;
некоторые
приемы
лепки (шарик,
колбаска
и.т.п.);
Рассматривают,
показывают
пальчиками .
выполняют
словесные
указания
воспитателя,
принимают
участие в
игре, выполняют
работу.
7
«Моделиров
ание»
Формировать движений
рук, развивать
мускульную и
тактильную память,
совершенствовать
двигательные навыки,
развивать моторную
координацию и оптикопространственные
представления.
Пластина,
кирпичик,
палочки
Рассматривают,
выполняют
словесные
указания
воспитателя,
принимают
участие в
игре, выполняют
работу.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема
Основные
образовательные
задачи
Основные
понятия
Основные виды
образовательной
деятельности
СЕНТЯБРЬ
Массаж:
«Крутись,
карандаш»
Пальчиковая
игра «Зайчики»
Сделать массаж
ладоней
ребенка.
Развивать
мелкую
моторику
пальцев.
Развивать
координацию
рук,
эмоциональное
отношение к
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Поглаживание,
похлопывание,
поколачивание
,
массаж.
Проводим массаж с
карандашами, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
результату
своей
деятельности.
2.Массаж:
«Этот мячик не
простой»
Пальчиковая
игра
«Моя семья»
Развивать
мелкую
моторику рук
Развивать
координацию
движения.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж.
Проводим массаж с
мячиками, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
3. Массаж:
«Не боюсь
колючек»
Пальчиковая
игра:
«Спрячь в
ладошке»
Развивать
тактильные
ощущения.
Укреплять
мышцы пальцев
и кистей рук,
умение загибать
пальчики в
порядке
очередности,
начиная с
большого
пальца;
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Сжимаем и
разжимаем
пальчики.
Проводим массаж
суджоки , дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
4.Массаж:
«Этот мячик не
простой»
Пальчиковая
игра
«тесто»
Развивать
мелкую
моторику рук
учить
воспроизводить
движения
пальцев в
соответствии с
текстом.
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Круговые
движения
ладошками.
Проводим массаж с
мячами, дети повторяют
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения,
затем ребенок
выполняет вслед за
воспитателем, включаясь
в движения.
Развитие
мелкой моторик
и рук
,тактильной
чувствительност
и, координацию
движений
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
круговые
движения .
Проводим массаж
суджок , дети повторяют
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает
ОКТЯБРЬ
1.Массаж
«Колючий
ёжик»-Пальчиковая
гимнастика
«Капуста».
-Дидактическая
игра «Сорока»
движения, Ребенок
выполняет вслед за
воспитателем, включаясь
в движения.
2. Массаж
пальчиков
грецким орехом;
-Пальчиковая
игра
«Стол»
Дидактическая
игра «Подбери
крышку»
Активизировать
движен
учить закручив
ать и
откручивать пр
обки, крышки и
пр.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
Сжимаем и
разжимаем
пальчики.
Проводим массаж с
грецким орехом, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет вслед
за воспитателем,
включаясь в движения.
3. -Массаж
«Мы погладим
наши
пальчики»(
поглаживание
пальцев
в разных
направлениях );
-Пальчиковая
гимнастика
«Зайка
серенький
сидит»;
-Дидактическая
игра
«Бумажный
мяч»
Развивать
моторику
обеих рук,
развитие
образного мыш
ления. Учить
детей рвать
салфетки и
скатывать
мелкие шарики.
Развивать
мелкую
моторику рук,
умение
воспроизводить
движения в
соответствии с
текстом.
Активизировать
словарь.
Учить
разрывать лист
бумаги на
мелкие кусочки,
подбрасывать
их вверх.
Поглаживание
пальцев в
разных
направлениях;
круговые
движения.
Проводим массаж
пальчиков, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок разрывает лист
бумаги на мелкие
кусочки, подбрасывать
их вверх за
воспитателем.
4. Массаж
пальчиков
карандашами;
-Пальчиковая
гимнастика
«Рыбки»;
– Дидактическая
игра
Активизировать
движение
пальцев рук
обогащение сл
оварного
запаса. Учить
изображать
простейшие
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Сжать пальцы
рук,
растопырить
в стороны,
полоски,
Проводим массаж с
карандашами, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
«Рисуем
пальчиком
по манке»
предметы с
помощью
пальчиков.
Стимулировани
е тактильных
ощущений.
круги.
показывает движения.
Рисуют пальчиком по
манке дорожки, с
воспитателем и
самостоятельно.
1. Массаж
пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
– Пальчиковая
гимнастика
«Пальчик –
мальчик»
Дидактическая
игра
«Цветные вклад
ыши»
Развивать мото
рику рук,
учить
вкладывать одн
у форму в
другую,
развивать
сообразительнос
ть.
Развивать
зрительное
внимание,
мелкую
моторику.
Развивать
координацию
движений.
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Сжать пальцы
рук.
Проводим массаж с
мячом, дети повторяют
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью воспитателя,
который читает
стихотворение
и показывает
движения. Затем
ребенок выполняет
задание за воспитателем
и самостоятельно.
2. Массаж
пальчиков
грецким орехом;
– Пальчиковая
гимнастика
«Рыбка»;
–
Дидактическая
игра
«Сухой
бассейн»
(перебираем
пальчиками
фасоль, горох).
Учить
определять на
ощупь
предметы,
развивать
тактильные
ощущения, речь.
Учить детей
действовать по
указанию
педагога, брать
большим и
указательным
пальцем фасоль.
Развивать
гибкость
пальцев.
Стимулировать
тактильные
ощущения.
Массаж,
пальчики,
ладошка,
кулачок.
Ритмично
стучат
кулачками по
коленям.
Проводим массаж с
грецким орехом, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который показывает
движения.
Затем ребенок
выполняет задание за
воспитателем и
самостоятельно.
Рассматривают сухой
бассейн;
Опускают руки в
бассейн; перебирают
фасоль.
3. Массаж
пальчиков
мячикомёжиком;
– Пальчиковая
Развивать
мелкую
моторику,
общую
координацию и
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Ритмично
сжимать
Проводим массаж
суджоки, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
НОЯБРЬ
гимнастика
«Кормушка»
– Шнуровка
«Пришей
пуговицу»
пластичность
движений в
соответствии с
текстом
потешки.
Формировать
умение рисовать
прямые линии.
и разжимать
кулачки.
Нанизывать на
шнурок
пуговицы.
помощью взрослого,
который показывает
движения.
Затем ребенок
выполняет задание за
воспитателем и
самостоятельно.
Рассматривают
пуговицы. шнуровку,
включаются в движения.
4. Массаж
пальчиков
«Сухой бассей
н»
(дети
перебирают
пальчиками
фасоль),
– Пальчиковая
гимнастика
«Этот пальчик
хочет спать»;
–
Дидактическая
игра
«Собери бусы».
Учить детей
сгибать
пальчики
поочередно;
знакомить с
цветом.
Развивать у
детей движения
всей кисти и
пальцев рук,
нанизывать
деревянные (или
любые другие)
бусы на нити.
Закрепить
умение
чередовать
предметы по
цвету. Развивать
моторику
пальцев рук.
Нанизывать на
шнурок
деревянные
бусы.
Бассейн,
фасоль.
Проводим массаж сухой
бассейн, дети повторяют
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает
движения, Ребенок
выполняет вслед за
воспитателем, включаясь
в движения.
Рассматривают и
нанизывают деревянные
(или любые другие) бусы
на нити.
1. Массаж
пальчиков
карандашами;
– Пальчиковая
гимнастика
«Утром
пальчики
проснулись»;
– Пальчиковая
живопись
«Снег идёт»
Развивать мото
рику обеих рук,
учить
нанизывать пре
дметы
на тесьму.
Учить
изображать
простейшие
предметы с
помощью
пальчиков.
Стимулирование
тактильных
ощущений.
Пальчики,
ладошка,
кулачок.
Сжать пальцы
рук, рисовать
полоски.
Проводим массаж с
карандашами, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Рисуют с
воспитателем и
самостоятельно.
2. Массаж
пальчиков
Развитие
мелкой моторик
Пальчики,
ладошка,
Проводим массажпоглаживаем
ДЕКАБРЬ
( поглаживание
пальцев
в разных
направлениях );
–
Пальчиковая г
имнастика
«Быстро тесто
замесили»;
-Шнуровка
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
,
совершенствова
ние знаний,
умений,
навыков детей,
развитие
личностных
качеств –
усидчивости.
кулачок.
Ритмично
сжимать и
разжимать
кулачки.
Нанизывать на
шнурок
пуговицы.
пальчики, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который показывает
движения.
Затем ребенок
выполняет за
воспитателем и
самостоятельно.
Рассматривают
пуговицы, шнуровку,
включаются в движения.
3. Массаж
пальчиков
мячикомёжиком;
– Пальчиковая
гимнастика
«Прятки»;
-Штриховка
«Яблоко»,
«Груша»
Развитие
мелкой моторик
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
.
Совершенствова
ть мелкую
моторику рук.
Упражнять
детей в умении
ритмичному
нанесению
штрихов.
Закреплять
умение
проводить
прямые
горизонтальные
линии.
Пальчики,
ладошка,
кулачок;
сгибать и
разгибать
пальцы.
Проводим массаж
суджоки, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Проводят
прямые линии с
воспитателем и
самостоятельно.
4. Массаж
пальчиков
грецким
орехом;
– Пальчиковая
гимнастика
«Мишка»;
-Лепка из
пластилина с
использованием
семян
гороха, дыни
и.т.д.
Развитие
мелкой моторик
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
.
Учить
детей выкладыв
ать из семян
украшение,
развитие
эстетического
вкуса.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
топаем,
хлопаем
пальчиками.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Знакомятся с
пластилином,
вдавливают семена.
Развитие мелкой
Пальчики,
Проводим массаж с
ЯНВАРЬ
1. Массаж
пальчиков
«Катаем
карандашики»;
– Пальчиковая
гимнастика
«Сидели два
медведя»;
–
Дидактическая
игра
«Чудесный
мешочек»
моторики рук,
умение
воспроизводить
движения в
соответствии с
текстом. Учить
детей
определять на
ощупь
предметы,
развивать
тактильные
ощущения.
Развивать речь
ребенка.
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
карандашами, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения.
2. Массаж
пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
– Пальчиковая
гимнастика
«Вот кулак, а
вот ладошка»;
–
Дидактическая
игра «Ежики и
ежата»
(втыкание
спичек в
большой и
маленький
пластилиновый
комочек)
Совершенствова
ть мелкую
моторику
пальцев и рук;
развивать
зрительное
внимание и
пространственн
ую ориентацию.
Развитие мелкой
моторики рук,
тактильной
чувствительност
и пальцев рук.
Отрабатывать
ритмичность в
выполнении
действий
(сильно, слабо
надавливание
указательным
пальцем на
шарик)
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
нажать,
большие и
маленькие.
Проводим массаж с
мячиками, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно.
Ритмично выполняют
действий (сильно, слабо
надавливание
указательным пальцем на
шарик)
3. Массаж
пальчиков –
катание
деревянных
палочек по
столу;
-Пальчиковая
гимнастика
«Киска»;
–
Дидактическая
игра
Развитие
мелкой моторик
и пальцев
рук. Учить
застегивать и
расстегивать
пуговицы,
молнии,
липучки.
Формировать
произвольные,
координированн
Вращение
руками,
ладонь,
кулачок;
вверх и низ.
Проводим массаж с
палочками, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно.
«Весёлый круг»
ые движения
пальцев рук.
ФЕВРАЛЬ
1. Массаж
пальчиков
(поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
– Пальчиковая
гимнастика
«Большие и
маленькие
шары»;
– Игра
«Снежные
хлопья»
Развитие
мелкой моторик
а пальцев
рук. Побуждать
к заучиванию
наизусть
коротких
стихотворных
текстов.
Приучать
слушать речь,
понимать, о чем
говориться в
потешке,
соотносить
слова с
действиями
пальцев,
развивать речь.
Развивать
мелкую
моторику рук и
пальцев. Учить
отрывать бумагу
мелкими
кусочками.
Поглаживание
пальцев
большой,
маленький;
ладонь,
кулачок.
Проводим массаж,
поглаживание пальцев, в
разных направлениях
повторяя движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно. Ребенок
выполняет игровые
движения за
воспитателем, включаясь
в движения.
2. Массаж
пальчиков
мячикомёжиком;
– Пальчиковая
гимнастика
«Бычок»;
–
Дидактическая
игра «Спрячь в
ладошку»
Развитие
мелкой моторик
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
.
Активизировать
движения
пальцев рук
координацию д
вижений.
Пальчики,
ладошка,
кулачок;
сгибать и
разгибать
пальцы.
Проводим массаж
суджоки, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Проводят
прямые линии с
воспитателем и
самостоятельно.
3. Массаж
пальчиков
грецкими
орехами;
– Пальчиковая
Развитие
мелкой моторик
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
гимнастика
«Этот пальчик
хочет спать»;
– Игра
наматывание
нитки
на катушку
и сматывание
ее в клубок
.
Развитие
точности движе
ний,
внимания и
контроля собств
енных действий.
топаем,
хлопаем
пальчиками.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Знакомятся с
пластилином,
вдавливают семена.
4. Массаж
пальчиков
карандашами;
– Пальчиковая
гимнастика
«Паучок»;
– Играшнуровка
Развитие
мелкой моторик
а пальцев
рук.
Формировать у
детей
положительный
эмоциональный
настрой на
совместную с
воспитателем
работу,
развивать
ощущение
собственных
движений,
развивать речь
детей, мелкую
моторику
пальцев рук.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
Проводим массаж с
карандашами, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения.
1. Массаж
пальчиков
«Сильные
пальчики»
( нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
– Пальчиковая
гимнастика
«Наша мама»;
– Рисуем
пальчиками
«Мимоза для
мамы»
Развивать
мелкую мотори
ку рук,
внимание, коор
динацию пальц
ев
рук, воспитание
заботы о
близких.
Учить детей
рисовать
пальчиками –
окунать в краску
кончики пальцев
и ставить на
бумаге
отпечатки. Выз
вать интерес к
рисованию.
Развить чувство
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
нажать,
большие и
маленькие.
Проводим массаж с
мячиками, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно. Учатся
рисовать пальчиками с
воспитателем и
самостоятельно.
МАРТ
цвета и ритма
2. Массаж
пальчиков
«Сухой бассей
н»
(перебираем фа
соль);
– Пальчиковая
гимнастика
«Стираем
платочки»;
–
Дидактическая
игра «Развесь
белье »
Способствовать
развитию тонко
координированн
ых движений
рук,
различение
цвета. Учить
детей выполнять
движение рук,
сопровождая
чтением
потешки.
Развивать
мелкую
моторику рук.
Пальчики,
ладошка,
кулачок;
сжимать и
разжимать
пальчики.
Проводим массаж сухой
бассейн, дети повторяют
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет вслед
за воспитателем, играя с
прищепками, включаясь
в движения.
3. Массаж
пальчиков
( поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
– Пальчиковая
гимнастика
«Ой, ладушки»;
Дидактическая
игра
«Тучки»
(рваная бумага
)
Развивать
моторику
обеих рук,
развитие
образного мыш
ления. Учить
детей рвать
салфетки и
скатывать
мелкие шарики.
Развивать
мелкую
моторику рук,
умение
воспроизводить
движения в
соответствии с
текстом.
Активизировать
словарь.
Учить разрывать
лист бумаги на
мелкие кусочки,
подбрасывать их
вверх..
Поглаживание
пальцев
большой,
маленький;
ладонь,
кулачок.
Проводим массаж,
поглаживая пальцы в
разных направлениях.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок разрывает лист
бумаги на мелкие
кусочки, складывая в
определённом порядке.
4. Массаж
пальчиков
–катание
деревянных
палочек по
столу;
– Пальчиковая
гимнастика
«Лодочка»;
Развивать коорд
инацию пальцев
рук,
внимание,
воображение.
Учить детей
работать по
образцу,
выкладывая
Вращение
руками,
ладонь,
кулачок;
вверх и низ.
Проводим массаж с
палочками, повторяя
движения за
воспитателем. Выполня
ют задание с помощью
взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
– Выкладывание
из палочек
геометрических
фигур
палочки.
Развивать
мелкую
моторику
пальцев рук.
Ребенок раскладывает
палочки за воспитателем,
самостоятельно.
АПРЕЛЬ
1. Массаж
пальчиков
грецкими
орехами;
– Пальчиковая
гимнастика
«Ладошки»;
– Мягкие пазлы
«Поезд»,
«Самолет»,
«Корабль»
Способствовать
развитию
внимания,
четкости
координации
движений
пальцев,
пространственн
ого
мышления.
Развивать
зрительное
внимание,
мелкую
моторику,
координацию
движений.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
массаж; верх,
низ, бочок.
Проводим массаж с
грецкими орехами.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Складывают
пазлы.
2. Массаж
пальчиков
карандашами;
– Пальчиковая
гимнастика
«Котик»;
– Лепка
«Червячки для
грачей»
Формировать ко
нтроль
над мышечным
и ощущениями
пальцев.
Учить детей
раскатывать
пластилин
прямыми
движениями
ладоней.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
массаж;
Носик, ухо,
ротик.
Проводим массаж с
карандашами.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Продолжают
работу с пластилином,
раскатывая его прямыми
движениями.
3. Массаж
пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
– Пальчиковая
гимнастика
«Две веселые
лягушки»;
–
Дидактическая
Способствовать
точной точечно
й
координации
рук, развитию
мышления.
Развивать силу
рук,
соотносящие
движения рук,
дифференцирова
нные движения
пальцев; форми
Пальчики,
Проводим массаж с
мячиками, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно. Учатся
рисовать пальчиками с
ладошка,
кулачок,
вращение,
массаж;
нажать,
большие и
маленькие.
игра
«Дорожка
короткая и
длинная »
ровать тонкие
движения рук,
развития
мускульной и
тактильной
памяти.
воспитателем и
самостоятельно.
4. Массаж
пальчиков
мячикомёжиком;
– Пальчиковая
гимнастика
«Тесто»;
–
Дидактическая
игра «Помоги
ёжику собрать
все грибы на
полянке»
Развитие
мелкой моторик
и рук,
гибкости, подви
жности пальцев
.
Активизировать
движение
пальцев
рук,
учить закручива
ть и
откручивать пр
обки, крышки и
пр.
Пальчики,
ладошка,
кулачок;
сгибать и
разгибать
пальцы.
Проводим массаж
суджоки, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения ,помогая
ёжику собрать грибы.
1. Массаж
пальчиков
( поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
– Пальчиковая
гимнастика
«Рыбка»;
– Штриховка
«Животные»
Воспитание
усидчивости.
Развивать
мелкую
моторику рук,
совершенствова
ть знания,
умения, навыки
детей,
расширять их
представлений о
декоративноприкладном
искусстве.
Совершенствова
ть мелкую
моторику рук.
Упражнять
детей в умении
ритмичному
нанесению
штрихов
Поглаживание
пальцев
ладони вместе,
кулачок,
хлопать.
Проводим поглаживание
пальцев в разных
направлениях, дети
повторяют движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Проводят прямые
линии с воспитателем и
самостоятельно.
2. Массаж
пальчиков
грецкими
орехами;
– Пальчиковая
Совершенствова
ние координаци
и
и движений
пальцев
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
массаж;
Сжимаем и
Проводим массаж с
грецкими орехами.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
МАЙ
гимнастика
«Счёт»;
– Рисование
«Коврик»
рук. Совершенст
вовать мелкую
моторику
пальцев и рук;
развивать
зрительное
внимание и
пространственн
ую ориентацию.
Вызвать интерес
к рисованию.
Развить чувство
цвета и ритма
разжимаем
пальчики.
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Учатся
рисовать вертикальные
полосы с воспитателем и
самостоятельно.
3. Массаж с
мячиком
( нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
– Пальчиковая
гимнастика
«Апельсин»;
Дидактическая
игра
-«Бусы для
мышки»
Совершенствова
ние мелкой
моторики
пальцев,
Развивать
мелкую
моторику рук.
учить детей
нанизывать
деревянные (или
любые другие)
бусы на нити.
Закрепить
умение
чередовать
предметы по
цвету. Развивать
моторику
пальцев рук.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
массаж;
нажать,
большие и
маленькие.
Проводим массаж с
мячиками, повторяя
движения за
воспитателем.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который читает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем,
самостоятельно. Учатся
рисовать пальчиками с
воспитателем и
самостоятельно.
4.Массаж
пальчиков
грецкими
орехами;
– Пальчиковая
игра:
«Зайки»
–
Дидактическая
игра: «Заборчик
для Зайки»
Развивать силу
рук,
соотносящие
движения рук,
дифференцирова
нные движения
пальцев; форми
ровать тонкие
движения рук,
развития
мускульной и
тактильной
памяти.
Кирпичики.
Пальчики,
ладошка,
кулачок,
массаж.
Проводим массаж с
грецкими орехами.
Выполняют задание с
помощью взрослого,
который рассказывает
стихотворение и
показывает движения.
Ребенок выполняет за
воспитателем, включаясь
в движения. Строят
заборчик из кирпичиков.
Формы, способы и методы реализации Программы
Для успешной реализации данной программы используются современные
методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей устойчивый интерес
к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (рассказ, объяснение, т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр
фотографий);
практический (дидактические, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, массаж )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
исследовательский – самостоятельная работа детей.
ДОП «Умелые ручки» рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в
малых группах (8 человек) по 10 минут и предполагают использование следующих форм:
беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения,
коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
3.
Организационный раздел.
Методическое и техническое оснащение.
Художественные средства:
методические пособия и книги по развитию мелкой моторики;
литературные произведения (тематические).
Наглядные средства:
иллюстрационный тематический материал, презентации.
Технические средства:
видео-аудио материалы
компьютер
проектор
магнитофон
Условия реализации программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, для детей
подобраны дидактические развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками,
пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями –
направленные на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики.
Оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой
моторики рук.
Режим
образовательной деятельности: 1 занятие в неделю, 34 в год, длительность: 8-10 минут,
физкультминутка. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям
и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Направленность
Художественная
мин.
10
1.
2.
3.
4.
Учебный план
Количество часов в неделю
(минуты/количество периодов)
3 –й год жизни
продолжительность:
10 минут
Неделя
Год
кол-во
мин.
1
340
кол-во
34
Осуществление интеграции
Данная предметная дисциплина интегрируется по содержанию с другими предметными
дисциплинами: рисование, лепка, формирование целостной картины мира, а также
видами детской самостоятельной деятельности, способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического
развития ребёнка. Программа предназначена для детей 2- 3 года (первая младшая группа)
и рассчитана на 34 занятий в год, составлена с учётом интеграции образовательных
областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие