ДОП Мультстудия Мульти-Пульти

Содержание
I. Целевой раздел

2

1. Пояснительная записка

2

1.2. Актуальность программы

2

1.3. Цели и задачи программы

4

1.4. Принципы и подходы к реализации программы

5

1.5. Планируемые результаты

6

II.

Содержательный раздел

7

2.1. Отбор и структурирование содержания

7

2.2. Методы, формы и приёмы работы с детьми
2.3. Оборудование и программное обеспечение

7
9

2.4. Процесс создания мультфильма

9

2.5. Содержание программы по составлению мультфильмов

10

III. Организационный раздел
3.1. Календарно-тематический план реализации программы
с детьми средней, старшей, подготовительной групп

12

3.2. Особенности работы с детьми с ОВЗ в рамках программы

23

3.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

24

3.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

26

Приложения

28

1

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Новые Государственные стандарты в системе российского образования
требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс. Одним
из направлений развития современного образования является социокультурная
модернизация, дающая установку на конструирования образования как
социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и
развитию индивидуальности человека в изменяющимся мире.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Дополнительная
программа имеет техническую направленность,
ориентированная на формирование научного мировоззрения, освоение методов
научного познания мира. Программа направлена на развитие познавательной
активности, коммуникативных умений,
исследовательских, прикладных,
конструкторских
способностей
обучающихся,самостоятельности,
любознательности, детей с наклонностями в области технического творчества и
рассчитана для детей 4- 7 лет. Программа
разработана на основе
образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир». Ключевой научной
идеей выступает создание авторского мультфильма, который может стать
современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов
детского исследования.
Что же такое детская мультипликация и как возможно ее применение в
дошкольном учреждении? Стоит отметить, что современный уровень
технического прогресса позволяет использовать различные технические новинки.
Важно научиться грамотно, использовать данные технологии.
1.2. Актуальность программы
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный
процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного
искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего
обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально
сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и
неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения
удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным
развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого
потенциала. Кроме того, работа над мультфильмом формирует личностные
качества:
инициативу,
настойчивость,
трудолюбие,
ответственность,
коммуникабельность и т.д.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития
творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия,

2

результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого
труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей
развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка,
обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных
видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской
формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн
и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на
равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные,
музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают
создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Мультипликационный метод и анимация по работе с дошкольниками
требует немного средств, минимум пространства и много воображения и
фантазии. Процесс данного метода работы заключается, в том, что дети совместно
с педагогом создают собственный мультфильм. Материалом для создания
мультфильма могут служить абсолютно разные вещи: игрушки, пластилин,
бумага, лего – конструктор и т.д. Создание анимационных мультфильмов в
детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий
потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает
творческую мысль,
формирует умение оригинальной
подачи
видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой
команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют
разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
Метод мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми
дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки,
оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые
неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку
собственной души, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с
помощью педагога обучается, получает новые знания
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и
ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо
выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание.
Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом
успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности
выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и
подготовку художественного оформления. Завершается данная работа
просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым
шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании
анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию
разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную,
коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкальнохудожественную, а также чтение художественной литературы. Компактность,
мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как
дома родителями, так и в детском саду что, безусловно, нельзя не оценить.
3

Новизна программы заключается в том, что она охватывает практически
все сферы деятельности и оказывает влияние на все компоненты личности.
Программа дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм
своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и
творчество. Данная программа сочетает в себе разные виды деятельности. Это
позволяет достичь комплексного развития детей.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: Создать условия
для всестороннего развития личности
дошкольника через создание мультфильмов
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в
процессе создания собственного мультфильма;
- обучать компьютерным технологиям, связанным с созданием мультипликации.
- формировать у детей умения переводить свои идеи и замыслы на язык
мультипликации, используя богатую палитру ее изобразительных возможностей;
- научить различным видам анимационной деятельности с использованием
разнообразных приемов и различных художественных материалов;
- способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра,
оператора, актеров в процессе работы над фильмом;
Развивающие:
- развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию
мультфильмов;
- развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к
нестандартному решению любых вопросов;
- развивать чувство композиции, цвета, масштаба в процессе создания
мультфильма;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, сотрудничество при
взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных
задач программа представлена тремя разделами:
1. Теоретический (образовательный).
- теоретическая часть дается в форме бесед, дискуссий, театрализаций;
мультимедийных занятий; с просмотром иллюстративного материала и
мультипликационных фильмов, экскурсиями.
2. Практический (творческий, исследовательский) представляет собой:
• поиск замысла будущего фильма, который должен соответствовать возрасту
ребенка;
• написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего в полной
4

мере развитие литературных способностей детей;
• разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими
операциями и способами обработки используемых материалов;
• освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика,
приемы и виды кино- и видеосъемки);
• техническая работа, связанная с изготовлением фильма (просмотр фото-,
видеоматериала, монтаж), звуковое оформление фильма;
3. совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ,
определение дальнейших перспектив работы.
4. Организационно – диагностический, в него включены вводные и итоговые
занятия и мероприятия по контролю уровня освоения программы, а также
диагностика результатов в конце года.
1.4. Принципы и подходы к реализации программы
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к
построению образовательного процесса.
При разработке программы «Мультстудия «Мульти-Пульти» содержание
выстраивалось на основе следующих педагогических принципов:
1. Наглядность: у детей формируются представления в процессе наблюдений,
рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала;
2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная
литература, периодические издания;
3. Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений
детей;
4. Интегративность: предполагает включение в образовательно-воспитательный
процесс знаний из самых различных областей человеческого познания –
литературы, изобразительного искусства, математики, техники, естествознания,
экологии и т.д., - необходимых для создания мультфильма, что позволяет
расширять мировоззрение воспитанников;
5. Развивающего практико-ориентированного обучения: он направлен на
активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у
обучающихся
универсальных
обобщенных
способов
деятельности,
формирование навыков самостоятельной работы;
6. Свободы выбора: в любом обучающем или направляющем действии
представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями: выбранная
деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет,
и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой
выбор. Ведь ребенок с большей охотой делает то, что сам предложил;
7. Деятельности: освоение детьми знаний, умений и навыков преимущественно в
форме деятельности. Надо стимулировать детей решать огромное количество
творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается
автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач;
8.
Проектной деятельности: предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация –
5

рефлексия». В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача
представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в
результате его активности. В логике действия данного принципа
рассматривается каждый мультипликационный фильм, создаваемый в рамках
программы;
9. Инклюзивного образования: обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
1.5. Планируемые результаты программы:
К концу обучения дети должны знать:
- общие сведения об истории анимации, виды анимации, профессии в анимации,
основные правила анимации;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов и работе с инструментами и мультоборудованием;
- основы технологии перекладной рисованной мультипликации;
- уметь самостоятельно пользоваться ноутбуком (включать, выключать его),
входить в программу для создания мультфильма, владеть правилами записи звука
в специальной компьютерной программе;
- самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат;
- иметь представление о необходимом оборудовании для создания
мультфильма, видеть идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- различать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок,
анимационные картинки, оживающий фон, куклы-марионетки и другие);
- знать профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг,
раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т.д.);
- знать название компьютерных программ, применяемых для съёмки перекладной
мультипликации;
- знать, что компьютер предназначен не только для развлечений (человекпотребитель), а также для самореализации (человек-создатель).
- уметь наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное,
отражать свои впечатления в творческих работах;
- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно
вносить коррективы, самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и
выражать отношение к творческому продукту сверстника;
- уметь монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий при
помощи педагога;
- научится пользоваться ИКТ: пользоваться фотоаппаратом, устанавливать
определённый ракурс при выполнении слайдов, передвигать персонажей сказки
на сюжетном поле для достижения эффекта движения и др.;
Приобщаясь к мультипликации, дети приобретут ни с чем несравнимый
опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с
различными для них видами творчества. Работая вместе с взрослыми и
сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмыслят различные явления
6

нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования
полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом
завершения прохождения программы является создание конкретного продукта –
защита творческого проекта по созданию мультфильма.
II. Содержательный раздел
Программа рассчитана на 3 года обучения с детьми 4-7 лет. Занятия
проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. Количество детей в группе должно быть не более 10 человек, в силу
специфики занятий (работа с техникой – анимационные картинки к слайдам,
телефон, диктофоны, микрофоны, компьютеры).
2.1. Отбор и структурирование содержания работы с детьми:
По годам обучения содержание обучения структурировано следующим образом:
- первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью
обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими образцами
отечественной мультипликации. Проводится как работа над сверхкороткими
бессюжетными мультфильмами, в которых происходит только одно какое-то
интересное движение, так и создание коротких мультфильмов с сюжетом,
определенным детьми (с использованием, стихов, басен, коротких рассказов и
т.п.). Воспитанники знакомятся с оборудованием.
- второй год обучения. Обучающиеся применяют технические средства и уже
знакомые технологии создания анимационных мультфильмов.
Им
предоставляется большая самостоятельность в изготовлении декораций и
реквизита, съемке кадров мультфильма, в компьютерной обработке собранных
материалов, в выстраивании медийного итогового продукта – анимационного
мультфильма.
- третий год обучения. Углубление знаний об анимации и драматургии
выражается в том, что дети уже не используют готовые сюжеты и не копируют
ранее придуманные техники, а предлагают для съемки собственные истории и
свое видение для их воплощения на экране. Начинается работа над
индивидуальными творческими проектами, когда один из учащихся как автор
своего мультфильма может привлекать других детей на роли оператора,
аниматора, монтажера, и одновременно сам может помогать в разных качествах
другим детям, осуществлять их собственные проекты.
2.2. Методы формы и приёмы работы с детьми:
Содержание программы предполагает выполнение заданий, как на
компьютере (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа), так и
непосредственно с художественными материалами.
Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению
7

атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и
неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков
при работе. Для получения нужного результата работы, важно правильно
организовать занятия: помочь детям организовать рабочие места, чередовать
беседу с показом, рисование на доске с беседой. Четко ставить цели и задачи,
инструкции давать четкие и короткие, понятные. Нацеливать на выполнение
работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ.
Выделены следующие формы работы с детьми, которые используются при
реализации программы: беседы, чтение и обсуждение, наблюдение, игры,
практическая деятельность (создание мультфильма).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм
работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение
задания детям, озвучивание ролей. В ходе групповой работы детям
предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе
принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть
возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует
более быстрому и качественному выполнению задания.
Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные
работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при
организации групповой формы работы является ориентирование детей на
создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в
рамках Программы. Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия,
практической деятельности.
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать
атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается
применением следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод - устное изложение, беседа.
- Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по
образцу.
- Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки,
аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске
решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной
творческой работы;
- Метод анимации - оживление героев.
Использованы приёмы в работе с детьми:
- приём погружения (погружение в сюжет произведения);
- приём психогимнастики (обучение элементам техники выразительных
движений); - приём вербализации (озвучивание);
- чтение художественной литературы;
8

- составление творческих рассказов;
- нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.
2.3. Оборудование и программное обеспечение анимационной студии
В кабинете имеется шкаф с пособиями, а также основные инструменты
и материалы, необходимые в работе:
• компьютер (ноутбук), с программой для обработки отснятого материала
(монтаж осуществлялся в программе Movie Maker);
• Мультстудия «Союзмультфильм»
• телефон с функцией звукозаписи.
• диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса
(звуковое решение мультфильма);
• декорации, костюмы;
• набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага,
краски, клей, карандаши, фломастеры, ножницы, ватман, гуашь и т. п.)
• наглядный материал для занятий – мультфильмы, созданные детьми,
тематические картинки, репродукции картин.
• подборка музыкальных произведений (для звукового оформления
мультфильма);
• флеш-накопители для записи и хранения материалов;
• интерактивная доска для просмотра мультипликационных фильмов, проектор
с экраном или монитор компьютера.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Показ
анимационных
(слайдовых)
мультфильмов в детском саду и дома.

мультфильмов

демонстрация

2.4. Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
(последовательность действий)
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение
родителей на основе конкурсного отбора.
2. Поиск идеи для создания мультфильма.
- для начала помогаем детям найти идею, которая заставит загореться. Это самое
сложное, ведь она должна увлечь всех, а дети очень разные. Примерные
наводящие вопросы педагога: «Жил да был — кто?. И была у него… И что они
сделали?. Когда-то… Где-то… Кто это?.
- дальше формируем некое настроение мультфильма, что можно сравнить с
впечатлением, которое на тебя оказывает хорошая музыка… (Заиграли краски,
возникли картины, какие-то образы, действия, жесты - это и есть загадочное слово
«настроение»).
3. Выбор анимационной или слайдовой техники.
9

4. Разработка сценария для анимационного или слайдового мультфильма.
Разрабатываем подробный письменный киносценарий, желательно коллективный.
Работать коллективом гораздо сложнее, но именно эта работа помогает найти
компромисс, научиться уступать или, наоборот, отстаивать свою точку зрения.
Когда ребята приходят к общему решению, ощущение от радости переполняет их.
5. Изготовление фонов и персонажей. Используется анимационные картинки,
альбом для рисования,
масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО,
бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для
новичков лучше брать неподвижный.
6. Подготовка рабочего места для съёмки:
- устанавливаем держатель с фотоаппаратом или телефоном объективом вниз. Он
не должен двигаться.
- посмотрев в объектив, убираем из кадра всё лишнее (края листа, посторонние
предметы, тени от мебели или людей).
- настраиваем интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости.
- укрепляем основной лист – фон (лучше двусторонним скотчем или клеящим
ластиком).
7. Подготовка рабочих материалов для съемки:
- подбираем совместно с детьми анимационные картинки для создания
слайдового мультфильма;
- подготавливаем ножницы, клей, цветную бумагу, пластилин, фломастеры,
карандаши, лего - конструктор и т.д. Все необходимые материалы для создания
мультфильма нужно приготовить сразу и положить рядом, потому что, после
того, как сделан первый кадр, дети, да и взрослые, оказываются в состоянии игры.
8. Съёмка мультфильма:
- объясняем всем участникам процесса съёмки их роль;
- для съёмки, нажатия кнопки на компьютере, выбираем одного
«ответственного» или по очереди работают все дети;
- к рабочему месту для работы подходят не более 3-5 детей.
9. Запись звука:
- подключаем микрофон, включаем запись (чувствуя защиту педагога, ребенок не
стесняется говорить громче, эмоциональнее).
10. Монтаж:
- монтаж проводит педагог в редакторе на ноутбуке.
2.5. Содержание программы по составлению мультфильмов
Содержание образования состоит из трёх блоков:
Блок «Знакомство с миром мультфильмов»
- включает знакомство с русской и зарубежной мультипликацией, основными
сюжетами, жанрами. С помощью мультфильмов осознанию «что такое хорошо и
что такое плохо». Создание положительного и отрицательного героя.
Предполагаются лекционные занятия, презентации, просмотр мультфильмов и
т.п.

10

Блок «Мультфильмы своими руками»
- работа по созданию мультфильмов. Обучение основным техникам работы с
различными материалами (пластилин, акварель, гуашь, карандаш и т. д.).
Создание сюжета мультфильма, съёмка мультфильма.
Блок «Смотрим вместе»
- подразумевает проведение занятий совместно с родителями, организация
мастер-классов, консультативных бесед.

16

11

III. Организационный раздел
4.1. Календарно-тематический план реализации программы с
детьми средней группы:
Тема

Октябрь

Формы и виды детской
деятельности

Предполагаемый
результат

1. Что такое
мультфильм?

знакомство с мультстудией:
-обсуждение известных
детских мультфильмов, роли
мультфильма в жизни детей;
-Просмотр разных видов
анимационных фильмов;
-беседы по содержанию
мультфильмов;
-деятельность по поиску
информации.

-дети владеют
понятийным аппаратом
мультипликации.

2. Обратная
сторона экрана.
История
мультфильмов.

-Знакомство с
мультипликацией разного
времени. Иностранные и
российские (советские
мультфильмы)

3. Шаг за шагом
«Профессии
мультипликатор
ов»

-Знакомить с основными
профессиями
мультипликации: режиссер,
сценарист, мультипликатор
(аниматор)
-знакомство детей с важными
этапами создания
мультфильма: сюжет,
персонажи, декорации,
озвучивание;

- имеют представления об
анимационных техниках;
Просмотр
мультфильмов,
проблемная беседа по
содержанию
- называют важные
составляющие этапы
создания мультфильма.

4. Персонаж кто это?

-знакомство детей с
характеристиками персонажа
(характер, мимика, жесты,
движения);
- развитие
доброжелательного
отношения к сверстникам.
- развивать умение работать
в группе, согласуя свои
действия с действиями
других членов группы.

Сентябрь

Месяц

- «Голос за
кадром»
- «А, что такое
титры»

- создание собственного
персонажа (рисунок и
рассказ о нем);
- озвучивание героев
мультфильма «Теремок»,
- запись голосов;
- окантовка мультфильма,
титры.

12

13

-знакомство детей с
правилами составления
сюжета (завязка, развязка,
заключение);
-создание сюжета совместно
со всеми детьми, используя
созданных ранее персонажей;
-обучение технике
раскадровка

- владеют техникой
раскадровка;
- упражнение
«Составление рассказа по
картинке»
- придумывание
собственного рассказа по
персонажу

6. Декорации.
Построим
волшебный мир.

-изучение способов
изготовления декораций;
-знакомство с различными
материалами;
-изготовлений декораций по
придуманному сюжету
-знакомство детей с
приборами, необходимыми
для съемки мультфильма;
-обучение технике
безопасности в мультстудии;
-начало съемка мультфильма
по заранее написанному
сюжету
продолжение съемки
мультфильма;
-озвучивание и монтаж
мультфильма;
-просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
-обсуждение полученных
результатов;
-викторина для детей «Что
мы знаем о мультфильме?»

- самостоятельно
изготавливают декорации
по придуманному
сюжету.

-беседа на тему что такое
компьютер и для чего он
нужен, как с помощью него
снимать мультфильмы.

- различают и называют
разные виды
компьютеров.

Ноябрь

5. Сюжет.
Сказочная
история

Декабрь

7. Камера мотор!

8.Говорим и
показываем!

Январь

9. Фильм,
фильм, фильм!
Вводное
занятие: Что мы
знаем о
мультфильмах
10. Знакомство с
компьютером

- владеют техникой
безопасности в
мультстудии;
- узнают приборы
необходимые для съемки
мультфильма.
-просмотр готового
мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;

-презентация готового
мультфильма родителям,
детям других групп,
педагогам;

14

- беседа «Театр»
- игра «Кто как двигается?»
- выбор с детьми сказки для
драматизации.

12. Подборка
анимационных
картинок к
созданию
мультфильма
«Два веселых
гуся»

- беседы о персонажах;
- работа с компьютером;
- подборка героев
мультфильма;
- просмотр мультфильма.

13. Работа над
созданием
слайдового
мультфильма
«Два веселых
гуся»
14. Мы вместе!
Просмотр
готового
слайдового
мультфильма
«Два веселых
гуся».
Подведение
итогов работы.

- Работа с ПК;
- совместная деятельность с
музыкальным
руководителем;
- экспериментирование.

- имеют представления о
монтаже мультфильма

-просмотр мультфильмов,
снятых за время занятий;
-обмен впечатлениями,
подведение итогов;
-игры на развитие
уверенности в себе;
-упражнения на рефлексию;

- повышена самооценка у
детей;
- развиты представления
о видах анимационной
техники.

Май

Апрель

Март

Февраль

11. Я – артист!

Первый год обучения
Особенностью

включает

в

себя

- умеют воплощать на
сцене актерское
мастерство;
- выбор сказки,
заучивание слов,
репетиция. Показ детям
младших
- съемка детей на сцене.
-находят самостоятельно
героев мультфильма;

азы

мультипликации.

обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими
образцами отечественной мультипликации. В ходе знакомства с программой
дети знакомятся с основными анимационными техниками. Проводится
как работа над сверх короткими бессюжетными мультфильмами, в
которых происходит только одно какое-то интересное движение, так и
создание коротких этюдов с сюжетом, определенным детьми (с
использованием стихов, басен, коротких рассказов и т.п.).
Дети знакомятся с
компьютерными программами
для создания
мультфильмов, азами фотографии, записи музыки.

15

Календарно-тематический план реализации программы с детьми
старшей группы:
;
;

;

;

;
;
;
:

:
;

;

;

;
;
;

!»

;

-

16

Февраль

Январь

Декабрь

- «Сказка
оживает»
- «Фильм, фильм,
фильм!»
- Подведение
итогов Викторина
«Что мы знаем о
мультфильме»

- развивать
познавательный интерес к
процессу создания
мультфильма;
- развивать умение
мыслить творчески,
дополняя предложенный
сюжет.
- развивать умение
работать в группе,
согласуя свои действия с
действиями других
членов группы;
- воспитывать
толерантное отношение к
продуктам труда
товарищей,
любознательность и
активность собственной
позиции.

- Наши эмоции.
- развитие эмоциональной
«От улыбки станет сферы. - формирование
всем светлей»
адекватного
представления об
эмоциональных
- «Мы веселые
состояниях людей.
лягушки»
- продолжать знакомить с
понятиями: идея, сюжет,
декорация;
- развивать умение
создавать сценарий и
декорации;
- развивать
познавательный интерес к
процессу создания
мультфильма;
- развивать творческое
мышление и воображение.
- «Мы веселые
лягушки»;

развивать умения
находить анимационные
картинки для создания
мультфильма.
- формирование
представлений об
интонации, тембре, темпе
речи у людей.

- продолжение съемки
мультфильма «Путаница»
К. Чуковского;
- монтаж мультфильма;
- просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
презентация готового
мультфильма «Путаница»
К. Чуковского, детям средней
группы;
-обсуждение полученных
результатов.

- беседа на тему эмоциональных
проявлений людей в различных
ситуациях;
- игра «Специальное» зеркало;
- обыгрывание сюжета
мультфильма по мотивам
детской песни «От улыбки
станет всем светлей»;
- просмотр мультфильма «Мы
весёлые лягушки» Ю. Мориц;
обыгрывание сюжета
мультфильма по мотивам
просмотренного мультфильма
«Мы весёлые лягушки»
Ю. Мориц;
-

- подбор анимационных
картинок к созданию
мультфильма «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц;
- обсуждение с детьми речевых
особенностей людей;

21
17

Февраль

- Наша речь.
«Ласковое слово»

- «Мы веселые
лягушки»;

Март

- Мир вокруг нас
«Пробуждение
природы»

- Всемирный день
здоровья
«На зарядку
становись»;

Апрель

- «Мы веселые
лягушки».

- развитие навыков
вербального общения.
- развивать умение
работать в группе,
согласуя свои действия с
действиями других членов
группы;
- развивать творческое
мышление и воображение.

- упражнения на развитие
риторики;

- развивать
познавательный интерес к
процессу создания
мультфильма;
- развивать творческое
мышление и
воображение;
- развивать умение
работать в группе,
согласуя свои действия с
действиями других членов
группы;
- развивать аккуратность
и ответственность;
- побуждать детей к
бережному отношению к
природе.

- продолжение съемки
мультфильма «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц;

- формировать у детей
потребность к здоровому
образу жизни;
- формировать
представления о значении
двигательной активности
в жизни человека;
- развивать умение
работать в группе,
согласуя свои действия с
действиями других членов
группы;
- развивать творческое
мышление и воображение.
- уметь представить свою
готовую продукцию.

- игра «Ладонь в ладонь»;

- изготовление персонажей со
сменными артикуляциями;
- речевая разминка «Эхо» разработка сюжета и съемка
мультфильма «Ласковое слово»

-беседа о дикой природе, ее
сохранении;
- игра «Паровозик
предложений»;
-обыгрывание сюжета
мультфильма «Пробуждение
природы».

- беседы о здоровом образе
жизни;
-разработка сюжета и лепка
персонажей к мультфильму
«На зарядку становись»;
- просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
- презентация готового
мультфильма «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц педагогам
детского сада;
- обсуждение полученных
результатов.

22
18

Май

Мое окружение
«Сказка всей
семьи»
Мои друзья.
«Наши игры»

- формирование
уважительного отношения
к старшим.
- развитие у ребенка
чувства защищенности и
уверенности - вовлекать в
совместную деятельность
родителей с целью
творческого
взаимодействия.

- беседа с детьми на тему «Мое
окружение», определение
позиции ребенка в семье и
отношений между ними;
-упражнения на развитие
доброжелательного отношения к
родственникам;
- презентация готовых
мультфильмов «Путаница»
К. Чуковского и «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц родителям
на родительском собрании.

Второй год обучения включает в себя, в процессе работы воспитанники
применяют, технические средства и уже знакомые технологии создания
мультфильмов, в основном, на основе сценариев собственного сочинения. Им
предоставляется большая самостоятельность в изготовлении декораций и
реквизита, съемке кадров мультфильма, в компьютерной обработке собранных
материалов, в выстраивании медийного итогового продукта – мультфильма. Дети
знакомы с такими понятиями как: историю компьютерной мультипликации,
правила и подходы создания сценария, правила безопасности труда и личной
гигиены при обработке различных материалов; выполнение эскиза в программе
«Paint», передавать движения фигур человека и животных с помощью
анимационных картинок, проявлять творчество в создании своей работы

19

Календарно-тематический план реализации программы с детьми
подготовительной группы:

Сентябрь

Месяц

Тема
Цели
Способствовать
- «Парад
мультпрофессий»; ознакомлению детей с
новым жанром –
мультипликацией;
- «Такие разные
мультфильмы»
профессией
специалистов, которые
трудятся над созданием
«Как создать
мультфильмов;
мультфильмы»
- способствовать
пониманию, что
мультфильмы бывают
разными по жанру.

- «Как оживить
картинку»;

Октябрь

- «Знакомимся с
цифровым
фотоаппаратом»;
- «Знакомство с
компьютерной
программой для
создания
мультфильма»;
- «Мультфильмы в
технике плоской
перекладки».

Ноябрь

- «У лукоморья
дуб зеленый…»

- знакомство с
принципами создания
анимации;
- учить детей
правильному обращению
с фотоаппаратом;
- правила обращения с
компьютером;
- знакомство с
компьютерной
программой для создания
мультфильма;
- беседа о технике
перекладки.

План занятий
- рассказ о том, что такое
анимация и мультипликация, о
профессиях мультипликаторов;
- просмотр известных
кукольных и рисованных
мультфильмов:
«Варежка», «Крокодил Гена»,
«38 попугаев», «Аленький
цветочек», «Ну, погоди», «Вини
– пух» и другие.
- просмотр обучающего
мультфильма «Создаем играя»
- просмотр обучающего фильма
«Оживляем картинки»;
- рассмотреть примеры фонов,
кукол, декораций;
- работа с цифровым
фотоаппаратом, знакомство с
процессом съемки. Покадровая
съёмка кубика в движении;
- работа по созданию минианимации (движение кусочков
бумаги, скрепок, счетных
палочек и т.п.). Просмотр
движения;
- дети просматривают фильм,
сделанный в данной технике;

- развивать умения
находить анимационные
картинки для создания
мультфильма.
- развивать умение
работать в группе,
согласуя свои действия с
действиями других членов
группы;
- развивать творческое
мышление и воображение.

- просмотр мультфильма
«У лукоморья дуб зеленый…»
А.С.Пушкин;
- подбор анимационных
картинок к созданию
мультфильма «У лукоморья дуб
зеленый…» А.С.Пушкин;
- обыгрывание сюжета данного
мультфильма;
- поэтапная съёмка мультфильма.

20

- учить детей
изготавливать из бумаги
элементы декораций.
Роспись декораций
красками и т.д.;
- учить детей в новогодних
сценах использовать
мишуру, блёски, яркие
бусины;
- Строили мы,
строили и город
- развивать фантазию и
«Лего» построили. вкус;
- учить детей работать
- «У лукоморья дуб последовательно,
аккуратно, доводить
зеленый…»
начатое дело до конца,
работать в группе.

Декабрь

- «Кукольные
мультфильмы в
технике
передвижки».
Новогодние
приключения в
стране «Лего»;

- просматривают мультфильм,
изготовленный из конструктора
«Лего».
- покадровая съёмка, сборки
конструктора «Лего». Движение
персонажей;
- продолжение съемки
мультфильма «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц;
- просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
- презентация готового
мультфильма «Мы весёлые
лягушки» Ю. Мориц педагогам
детского сада;
- обсуждение полученных
результатов.

- «Оживление»

- вспомнить правила
работы за компьютером;

- «Озвучиваем
мультфильм»;

Январь

- учить выразительно,
произносить закадровый
- «Мы режиссеры» текст;
- поощрять проявление
творческой
индивидуальности,
фантазии;

Март, апрель

Февраль

- «Мы режиссеры»

«Мы художникимультипликаторы»

- добавить анимацию «Летящий
снег»;
- при помощи
звукоподражательных игр
узнают о многообразии звуков;
- пробуют эти звуки повторять
и создавать свои, новые;
- записывают голоса героев;

- развивать у детей
фантазию в изображение
героев;
- учить вживаться в образ
своего героя.

- делятся на две группы и
разрабатывают совместно
сценарий будущих
мультфильмов;
- распределяют роли.

- учить детей внимательно
слушать стихи, что бы
понять смысл, делать
выбор;
- развивать творческую
фантазию, вкус, приучать
детей к аккуратности,
доводить начатое дело до
конца, помогать детям,
рисовать героев.

- выбор детьми по подгруппам
мультфильмов, которые они
будут создавать с
использованием стихотворений:
«Карандаши», «Весёлый
паровоз»;
- дети рисуют каждый своего
героя красками, карандашами,
фломастерами;

21

- «Мы декораторы»
- «Мы аниматоры»

Март, апрель

Февраль

- «Мы
звукорежиссеры»

- «Съёмка»

- «Мы зрители»

Май

«Сказка оживает»
Парад
мультфильмов

- учить детей работать в
- готовим декорации,
коллективе, соблюдать
раскрашивая и вырезая готовых
последовательность и
героев к своим мультфильмам;
аккуратность;
- выбор и оформление фона;
- учить детей
- разработка сценария
использовать в рисование мультфильма (раскадровка);
различные приёмы;
- разучивание стихотворения
- создать условия для
(выбор автора, ролей);
развития интереса к
- подготовка персонажей,
мультипликационной
предметов, распределение ролей
деятельности;
для озвучки;
- знакомство с фотоаппаратом,
- способствовать
основными правилами
формированию четкой
пользования при создании
дикции, умению вступать мультфильма;
вовремя в рассказывание
- предварительное обыгрывание
части своего текста;
сюжета, работа с фоном и
Учить детей выбирать
декорациями;
героев, по характеру,
- подбор музыкального
голосу, внешнему виду.
сопровождения;
- покадровая съёмка
- учить детей правилам
мультфильмов «Карандаши» и
поведения в кинотеатре.
«Весёлый паровоз».
- озвучивание мультфильмов, и
их монтаж.
- создать условия для
развития интереса к
мультипликационной
деятельности;
- способствовать
гармонизации
эмоционального
состояния всех
присутствующих;
- совершенствовать
навыки работы в
коллективе над замыслом
будущего мультфильма,
обмениваться
информацией;

- дети изготавливают
пригласительные билеты для
гостей;
- приглашают родителей в
гости;
- совместный просмотр
мультфильма, дети сами
стараются найти удавшиеся и
неудавшиеся моменты
мультфильмов «Карандаши» и
«Весёлый паровоз»;
- просмотр мультфильмов;
- поощрение детей за
проделанную работу.

Третий год обучения. Углубление знаний об анимации и драматургии
выражается в том, что дети уже не используют готовые сюжеты и не копируют
ранее придуманные техники, а предлагают для съемки собственные истории и
свое

видение

для

их

воплощения

на

экране.

Начинается

работа

над

индивидуальными творческими проектами, когда один из учащихся как автор
22

своего мультфильма может привлекать других детей на роли оператора,
аниматора, монтажера, и одновременно сам может помогать, в разных качествах
другим

ученикам

осуществлять

Обучающиеся знакомятся

с

их

собственные

технологией

записи

проекты.
музыки,

осваивают

технику озвучивания мультфильма (микрофоны, монтажные программы).
3.2. Особенности работы с детьми с ОВЗ в рамках программы:
Для

детей

с

ОВЗ

необходимо

применение

адекватных

возможностям и потребностям обучающихся технологий, методов, приемов, форм
организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала,
адаптация имеющихся и разработка необходимых учебных и дидактических
материалов.

Важным

компонентом

является

организация

занятий

с

использованием интерактивных форм деятельности детей, направленной на
раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности
в

самовыражении,

участии

жизни

объединения,

а

также

использование

адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их
деятельности.
Для организации учебного процесса создаются специальные условия,
способствующие освоению детьми с ОВЗ, обеспечение здоровьесберегающих
условий, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
учащихся, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм, занятия в
малых группах.
Включение в социальную активность с другими детьми на массовых
мероприятиях;

предоставление

различных

видов

дозированной

помощи;

наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения. Соблюдение
максимально допустимого уровня нагрузок в соответствии с рекомендациями
ПМПК, соблюдение комфортного режима, обеспечение обстановки сенсорного и
эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный тон голоса
педагога).
Часто в работе с детьми с ОВЗ используется более простой, в отличие от
рисованной мультипликации, требующей от автора владения техникой рисунка, и
23

от объемной мультипликации, предполагающей сложный технологический
процесс создания персонажей и работы с ними при съемках, способ создания
мультфильма – перекладка.
3.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов:
При реализации Программы может проводиться мониторинг динамики
развития детей в рамках педагогической диагностики. Процесс мониторинга
динамики развития ребенка группы в ДОУ основан на целенаправленном
систематическом ведении наблюдения взрослыми, анализе продуктов детской
деятельности и др.

Такая оценка производится педагогическим работником в

рамках педагогической диагностики.
Ведущим методом педагогической диагностики является педагогическое
наблюдение, которое проводится после освоения детьми общеобразовательной
программы через создание конкретного продукта – создание мультфильма. В
процессе

наблюдения

педагог

обращает

внимание

на

сформированность

следующих критериев
Критерии:
1. Умеет самостоятельно пользоваться ноутбуком (включать, выключать его);
2. Умеет самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат;
3. Владеет правилами записи звука, самостоятельно записывает звук;
4. Имеет представление о необходимом оборудовании для создания мультфильма;
5. Освоение

слайдовой анимации,

живописной и бумажной анимации;

6. Умение составлять сюжет, придумывать персонажей;
7. Умение самостоятельно создавать персонажей или предметы декорации;
8. Навыки работы в команде (в группе);
9. Умение управлять и двигать персонажами во время съемки.

24

Диагностическая карта

Условные обозначения:
-критерий сформирован
- критерий находится на стадии формирования
- критерий проявляется слабо, несформировано

25

3.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи по взаимодействию с родителями:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития у детей художественного творчества и
конструктивных способностей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
- доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
- индивидуальный подход;
- с о трудничество;
- динамичность.
Формы взаимодействия:
-дни открытых дверей;
-мастер-класс «Мультстудия дома»;
-наглядная информация для родителей;
-выступления на собраниях, мероприятиях для родителей.
План работы семьями воспитанников
Месяц
Содержание
Сентябрь 1. Анкетирование для родителей «Проявление специальных
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

способностей»
2. Родительские посиделки: «Знакомство с программой мультстудии»
1. Консультация для родителей: «Влияние мультипликации на детей»
2. Выставка рисунков «Мой любимый мультипликационный герой»
1. Консультация «Что такое мультфильм и история его
происхождения»
2. Фотоотчет «В стране мультфильмов»
1. Родительское собрание» Влияние компьютера на психику ребёнка»
2. Стенгазета с фотографиями творческого процесса «Создаем
мультфильм своими руками»
1. Консультация «Смысловая нагрузка современных мультфильмов»
2. Открытый показ слайдового мультфильма
1. Памятки с подбором рекомендованных мультфильмов для детей
2. Фотоотчет « Мы работаем в команде»
1. Презентация готовых мультфильмов «Путаница», «Мы весёлые
лягушки»
26

Апрель
Май

2. Родительские посиделки: «Пластилинография»
1. Анкетирование детей и родителей
2. Фотоотчет «Мы - мультипликаторы»
1. Итоговая презентация о проделанной работе мультипликационной
студии показ мультфильмов на родительском собрании
2. Практическое задание на дом: «Сочиняем сказку вместе всей семьей»

27

Приложение 1
Образцы диагностических материалов
Входная анкета-тест
«Что я знаю о мультфильмах»
Ф.И._______________________________________
Возраст ___________
1. Назови свои любимые мультфильмы:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Подчеркни то слово, которое отражает твое отношение к каждому
из перечисленных мультфильмов:
«Ежик в
тумане»

Смотрел

«Ну, погоди»

Смотрел

«Гора
самоцветов»
«Кот
Леопольд»
«Холодное
сердце»

Смотрел
Смотрел
Смотрел

«Варежка»

Смотрел

«Валли»

Смотрел

«Том и
Джерри»

Смотрел

Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название

Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел
Не смотрел

3. Определи, из какого мультфильма каждый из героев:

28

29

4. Доскажи, фразы из мультфильмов:
А) Спокойствие, только спокойствие!______________________________
Б) Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! ___________________
В) Мы с тобой одной крови – ты и я._________________________________
Г) Ребята, давайте жить дружно! ___________________________________
Д) Ну, заяц, погоди! _____________________________________________
Е) Мы строили, строили и, наконец, построили! Да здравствуем мы! Ура!
Ж) Неправильно ты бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо
колбасой на язык класть, так вкуснее получится
З) Живу я, как поганка. А мне летать
охота!___________________________
Е)— А где моя котлета?!!
— Я ее спрятал. Я ее очень хорошо спрятал. Я ее съел!
35
30

Приложение 2
1. Смотрит ли Ваш ребенок мультфильмы?
Да
Нет
2. Какие способы просмотра мультфильмов использует Ваш ребенок?
телевидении.
Интернет (через планшет).
Компьютер (мультфильмы, скаченные родителями).
DVD и компакт диски.
Интернет (через компьютер).
3. Какие мультфильмы Вы приобрели или скачали с интернета в последнее
время?
Никакие.
Современные российские мультфильмы (укажите, какие).
Зарубежные мультфильмы.
Советские мультфильмы.
4. Сколько времени Ваш ребенок может смотреть мультфильмов в день?
2-4 часа.
1-2 часа.
Менее часа.
Более 4-х часов.
5. Кому принадлежит право выбора мультфильма для просмотра?
Ребенку.
Совместное решение.
Взрослому.
Случайный выбор.
6. При совместном просмотре мультфильмов обсуждаете ли вы то, что
происходит на экране?
Нет, не обсуждаем.
Да, обсуждаем.
Иногда, если ребенок что-то не понял и спросил.
31

7. Что Вы считаете необходимым условием при выборе мультфильма?
(не более 3-х вариантов)
Добрые и положительные герои и сюжет.
Социальная тематика (семья, дружба, толерантность и т. п.).
Мораль, наставление.
Элемент обучения.
Юмор.
Наличие счастливого конца.
Простая сюжетная линия.
Красивая картинка, музыка.
Другое (укажите).
8. Что Вы считаете неприемлемым для мультфильма?
(не более 3-х вариантов)
Сцены насилия.
Агрессия, жесткость.
Плохой, несчастливый конец.
Пропаганда нездорового образа жизни.
Неправильная речь.
Подмена ценностей.
Другое (укажите).
9. Какими, по Вашему мнению, основными качествами должен обладать
главный герой мультфильма?
(не более 3-х вариантов)
Доброта.
Чувство юмора.
Справедливость.
Смелость.
Вежливость.
Привлекательная внешность.
Мужественность.
Целеустремленность.
32

Трудолюбие.
Жизнелюбие.
Общительность.
Индивидуальность.
Позитивность.
Ум.
Мудрость.
Честность.
10. Какими качествами главный персонаж не может обладать ни в коем
случае?
(не более 3-х вариантов)
Злость.
Жестокость.
Агрессивность.
Трусость.
Грубость.
Зависть.
Лживость.
Глупость.
Хамство.
Жадность.
Упрямство.
Недисциплинированность.
Грусть.
Спокойствие.
Ненависть.
11. Какая, по Вашему мнению, основная функция у мультфильмов?
Воспитательная.
Развлекательная.
Поощрение за хорошее поведение.
33

Образовательная.
Другое.
12. При выборе мультфильмов Вы отдаете предпочтение:
Современным отечественным мультфильмам.
Отечественным мультфильмам советского периода.
Старым зарубежным мультфильмам.
Современным зарубежным мультфильмам.
Всем вышеперечисленным.
13. Просит ли Вас ребенок включить советские мультфильмы?
Да.
Нет.
Иногда.
14. Если Вы сами включаете ребенку для просмотра отечественный
мультфильм советского периода, смотрит ли он его?
Да, с удовольствием.
Нет, просит включить что-нибудь другое.
В зависимости от ситуации.
15. Какие Ваши любимые мультипликационный персонажи?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».