1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 345 (далее МАДОУ), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: ₋ Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ₋ Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; ₋ Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; ₋ Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; ₋ Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; ₋ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155; ₋ Устав МАДОУ № 345; ₋ Рабочая программа воспитания МАДОУ № 345. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования МАДОУ (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в МАДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого МАДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно МАДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО МАДОУ являются: педагоги, родители (законные представители) обучающихся. 1.5. МАДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя МАДОУ. 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в МАДОУ 2.1. Целями ВСОКО МАДОУ являются: ₋ получение объективной информации о состоянии качества образования в МАДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; ₋ формирование информационной основы принятия управленческих решений. 2.2. Основными задачами ВСОКО МАДОУ являются: ₋ обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования; ₋ определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; ₋ определение соответствия фактических образовательных условий МАДОУ к условиям реализации Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ (далее ООП ОП ДО); ₋ определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; ₋ оценка состояния и эффективности деятельности МАДОУ; ₋ повышение квалификации педагогов МАДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; ₋ обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования; ₋ обеспечение руководителя МАДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития МАДОУ. 2.3. В основу ВСОКО МАДОУ положены следующие принципы: ₋ объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; ₋ реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; ₋ открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; ₋ сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; ₋ доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; ₋ инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); ₋ взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; ₋ рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; ₋ минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; ₋ соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в МАДОУ. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования 3.1. Предметом ВСОКО в МАДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе: ₋ качества содержания и организации образовательной деятельности; ₋ качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; ₋ качества результатов образовательной деятельности. 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: Нормативно-установочный этап: ₋ изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; ₋ подготовка приказа о проведении ВСОКО в МАДОУ; ₋ определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; ₋ определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. Информационно-диагностический этап: ₋ сбор информации с помощью подобранных методик. Аналитический этап: ₋ анализ полученных результатов; ₋ сопоставление результатов с нормативными показателями, установление 2 причин отклонения, оценка рисков. Итогово-прогностический этап: ₋ предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; ₋ разработка дальнейшей стратегии работы МАДОУ. 3.3 Источниками данных для оценки качества образования являются: ₋ контроль; ₋ мониторинг; ₋ самообследование, ₋ экспертные оценивания; ₋ анкетирование; ₋ социологический опрос; ₋ статистическая отчетность ₋ и другие диагностические материалы. 3.4 Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в МАДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО. 3.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования МАДОУ». 3.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования МАДОУ». 3.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочноаналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете в конце учебного года. 3.9. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в МАДОУ 4.1. Организационная структура МАДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию МАДОУ, Педагогический совет, группа мониторинга МАДОУ, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.). 4.2. Администрация МАДОУ: ₋ формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МАДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя МАДОУ и контролирует их исполнение; ₋ разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО МАДОУ, участвует в этих мероприятиях; ₋ обеспечивает на основе ООП ОП ДО проведение в МАДОУ контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; ₋ организует систему мониторинга качества образования в МАДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; ₋ анализирует результаты оценки качества образования на уровне МАДОУ; ₋ организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; ₋ обеспечивает условия для подготовки педагогов МАДОУ и общественных экспертов к 3 осуществлению контрольно-оценочных процедур; ₋ обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; ₋ формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы МАДОУ за учебный год, самообследование деятельности МАДОУ); ₋ принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 4.3. Группа мониторинга: ₋ разрабатывает методики оценки качества образования; ₋ участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; ₋ участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов МАДОУ; ₋ содействует проведению подготовки работников МАДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; ₋ проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; ₋ готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МАДОУ. 4.4. Педагогический совет МАДОУ: ₋ принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО МАДОУ; ₋ принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; ₋ принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в МАДОУ; ₋ участие в оценке качества и результативности труда работников МАДОУ; ₋ содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; ₋ принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в МАДОУ; ₋ заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МАДОУ по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в МАДОУ, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности МАДОУ. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования 5.1. Реализация ВСОКО в МАДОУ осуществляется посредством: ₋ контроля; ₋ мониторинга. 5.2. В МАДОУ осуществляются следующие виды контроля: ₋ плановый, ₋ внеплановый (оперативный), ₋ административный. 5.3. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы ДОУ, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации. 5.3.1. Виды планового контроля: 1. Тематический контроль – изучение и анализ деятельности МАДОУ по одному направлению деятельности. 2. Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление 4 отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы. 3. Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из возрастных групп МАДОУ. 5.3.2. Требования к проведению тематического контроля: ₋ до начала проведения тематического контроля руководитель МАДОУ за 10 рабочих дней издаёт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов; ₋ план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля составляется заместителем заведующего; ₋ продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе); ₋ проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля; ₋ результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней фактов, выводов и предложений; ₋ информация о результатах контроля доводится до работников МАДОУ в течение 7 дней с момента его завершения; ₋ должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель МАДОУ; ₋ руководитель МАДОУ по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает приказ. 5.3.3. Требования к текущему контролю: ₋ направления и периодичность текущего контроля определяются Планом работы МАДОУ на учебный год и результатами внутреннего контроля; ₋ результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями; ₋ результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при заведующем, методических совещаниях. 5.4. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. 5.5. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно - правовых и локальных актов МАДОУ, выявление нарушений законодательства РФ. 5.5.1. Требования к административному контролю: ₋ направление и периодичность регламентируется локальными актами МАДОУ; ₋ ответственность за проведение административного контроля несет заведующий; ₋ результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. 5.6. В МАДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: ₋ педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); ₋ опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); ₋ диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого- педагогических ситуаций, и т.д.); ₋ самообследование; 5 ₋ экспертные оценивания; ₋ статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 5.7. Направления мониторинговых исследований: 5.7.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности: ₋ качество ООП ОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, ₋ качество Рабочей программы воспитания МАДОУ, соответствие требованиям федерального законодательства по вопросам воспитания обучающихся, запросам родителей (законных представителей); ₋ качество дополнительных общеразвивающих программ, соответствие требованиям федерального законодательства в части допобразования; ₋ качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); ₋ качество взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе по вопросам воспитания. 5.7.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: ₋ качество финансовых условий, в том числе для реализации программы воспитания; ₋ качество материально-технических условий, соответствие требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития детей; ₋ качество психолого-педагогических условий; ₋ качество кадровых условий; ₋ качество развивающей предметно-пространственной среды, в том числе для реализации программы воспитания. 5.7.3. Качество результатов образовательной деятельности: ₋ качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ОП ДО, Рабочей программы воспитания, дополнительных общеразвивающих программ; ₋ достижения воспитанников, ₋ здоровье воспитанников (динамика), ₋ удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: ₋ формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования и воспитания, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МАДОУ; ₋ получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в МАДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; ₋ предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; ₋ принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; ₋ прогнозирование развития воспитательно-образовательной системы в МАДОУ. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания Педагогического совета МАДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 6 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в МАДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МАДОУ для реализации ООП ОП ДО и Рабочей программы воспитания МАДОУ в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования МАДОУ, для разработки и корректировки программы развития МАДОУ, ООП ОП ДО, Рабочей программы воспитания МАДОУ, дополнительных общеразвивающих программ МАДОУ, плана работы МАДОУ на следующий учебный год. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение 3 (трех) лет. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив МАДОУ. 7